Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))
В интернет-пространстве нередко происходит лишь внешнее оформление признаков принадлежности к культуре, социальной или культурной группе. В современных практиках активно воспроизводятся, реконструируются и возрождаются образы традиционной культуры, которая превратилась в удобный носитель, наполняемый новыми современными значениями. Исследователи, в частности, Н. А. Волокитина [22], говорят о том, что в процессе развития информационных технологий, следовательно, и интернет-пространства, утверждается этновизуальная культура, которая представляет собой совокупность национальных особенностей мировосприятия, заключающихся в трактовке характера человека, его внешнего облика, особенностей быта, образа жизни, отраженных в аудиовизуальных текстах. На данный момент возрождение этнических ценностей имеет несистематический характер и часто сводится к внешней атрибутике, возрождаются отдельные элементы — ритуалы, обычаи и пр. Уникальность культуры воспринимается через своеобразие внешних атрибутов и символов. При этом элементы и образы традиционной этнической культуры, привлекаемые для современного массового потребления, в основном вторичны, они являются результатом трансформации и изменения контекста их существования. Такие процессы, например, происходят с традиционной праздничной культурой в России, когда возрождаются традиционные этнические аутентичные праздники, но в соответствии с изменившейся реальностью, с изменением их функций и содержания конструируются новые по форме и содержанию праздники на основе традиционной культуры (символов, кодов, приемов, сценария, элементов). Нечто подобное наблюдается и в сфере репрезентации этнической идентичности, когда основной упор делается на внешние отдельные элементы этнической культуры. Иными словами, наблюдается тенденция к тому, что идентичность человека сетевой культуры строится через определение своей связи с объектами и отдельными элементами культуры и показ этой связи окружающим. Кроме того, этническая идентичность выражается через участие в тематических сообществах социальных сетей («пабликах», группах) и других видах интернет-сообществ («Самьоллмэ vkontakte.ru/Саамы вконтакте» и т. д.). Несмотря на активную репрезентацию саамского языка и литературы, общение участников подобных сообществ чаще всего происходит не на родном языке, а на русском, да и сам их состав практически всегда этнически разнородный, это не традиционные закрытые этнические группы. Взаимодействие в интернет-пространстве происходит в условиях открытости, отсутствуют языковые, национальные, территориальные и иные барьеры. Активное участие в таких сообществах людей, которые ранее никогда не смогли бы себя идентифицировать с определенной этнической общностью ввиду отсутствия объективных показателей (язык, место рождения и прочее), показывает возрастание фактора осознанного личного выбора идентичности современного человека. Сейчас важнее не объективные признаки, а чувство принадлежности к группе, заинтересованности в культуре, собственное отношение к сообществу, собственно «индивидуальное оформление себя». В любом случае факт существования различных сообществ и групп в социальных сетях, нацеленных на популяризацию той или иной традиционной этнической культуры, показывает, что окончательная утрата этих культур в условиях глобализации, как опасались многие, не произошла. Репрезентация этнической идентичности в интернет-пространстве выражается также в подчеркнутом участии в этнических праздниках и публичной демонстрации этого участия через фото или видео в социальных сетях, через феномен мобильной фотографии в этническом контексте (фото малой родины, со значимыми культурными объектами и людьми, фото отчего дома, фото с представителями своего старшего поколения), через активную публикацию и распространение материалов тематических этнических СМИ, через демонстративное выкладывание книг о культуре своего народа. Репрезентация этнической идентичности происходит и через сетевое творчество (создание мемов или комиксов на родных языках и этнические темы), а также через демонстрацию своего участия в различных культурных сетевых акциях, например, чтение стихов на родных языках на видео, участие в конкурсе открыток и поздравлений ко дню родного языка и т. п. Нужно подчеркнуть, что подобная публичная демонстрация происходит постоянно, закрепляя образ. В современной ситуации человек транслирует свою идентичность на массовый уровень, отражая при этом свою принадлежность к конкретной «узкой» группе, поэтому он вынужден оперировать материалом, который понятен публике, принадлежащей двум этим разным уровням. По факту происходит сигнализирование о принадлежности к отдельной (уникальной) группе и показ отстранённости от других групп и масс в целом. Отсюда использование очень ярких элементов и символов этнической культуры, дабы стало ясно, с кем себя соотносит человек и от кого отстраняется. Собственно, так и формируется этновизуальная культура. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 84-97. Transactions of the Kala Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 84-97. © Тарова (Кузнецова) Л. А., 2022 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz