Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))
соответствующих способов и средств связи. Культура кольских саамов, в свою очередь, не столько является малоизученной, сколько характеризуется недостаточной доступностью для изучения. Представители этой этнической общности в значительной части не склонны раскрывать достоверную информацию о ней. Причины такой сдержанности во многом коренятся в коммерческой театрализации и профанации саамской символики на фоне активного развития туризма в Мурманской области. Изучение цифрового отражения этнической идентичности закономерно опирается на конструктивистский подход, согласно которому этничность коренится не «в сердцах», а «в головах» индивидов, являющихся членами этнических групп - - «воображаемых сообществ» или «социальных конструкций». В свое время Ф. Барт предложил изучать не конкретный набор культурных особенностей, приписываемый всем или большинству представителей этнической группы, а те особенности, которые являются значимыми для идентификации другого индивида как члена своей или другой группы, то есть социальные границы. Задача исследователя состоит в определении признаков, которые сами люди считают значимыми и воспринимают в качестве маркеров, сигнализирующих о принадлежности к своей или другой группе [6]. Р. Брубейкер, Ф. Купер и А. Виммер, развивая эту методологию, предлагали исследовать социальные контексты, в которых конструируются этнические границы, поскольку идентичность формируется в активном взаимодействии человека с окружающей реальностью. Индивид «становится кем-то» в конкретных действиях, которые осуществляет в том или ином контексте, следовательно, обладает способностью воспринимать окружающую реальность определенным образом и устанавливать свое место в этой системе координат [7, 8]. Согласно В. А. Тишкову, этническая самоидентификация является осознанным соотнесением личности с определенной этнической группой, что «превращает различия (как давние и явные, так и конструируемые, порою — иллюзорные) в коллективность» [9: 120]. Ключевую роль в конструировании этничности играет политика этнического предпринимательства и мифотворчества. Конструктивистское восприятие этничности сводится к рассмотрению этого феномена как формы социальной организации культурных различий. Особую значимость приобретают не позитивистские и натуралистические трактовки этнических феноменов (например, территория или исторические факты), а их субъективная сторона: групповое сознание, мифотворчество, чувство солидарности. Г. Р. Шакурова, ссылаясь на мнение В. А.Тишкова, подтверждает, что процесс социального конструирования может быть направлен на компенсацию дефицита культурной отличительности [10]. Соответственно, этническая принадлежность представляется не врожденной, а изменяющейся характеристикой человека. Здесь конструктивизм использует и наработки модернистской антропологии, рассматривающей этническую группу как ситуативную общность, возникающую в процессе межгруппового взаимодействия. Исследование практик публичных массовых мероприятий, музейных и других культурно-образовательных анимационных программ, репрезентируемых в этнических онлайн-сообществах, в частности, кольских саамов, подкреплено идеями междисциплинарного направления «изучения перформативности» Р. Шехнера. Согласно этой концепции, перформанс происходит при реконструировании чужого поведения на основании существующей традиции, исторического и социального контекста [11], но существует он «в пределах относительно безопасных границ фантазии» [12]. Перформанс характеризует воображение человека, его способность «притворяться, умение одновременно быть собой и быть другим, существовать здесь и сейчас, и в то же время открывать невероятное разнообразие возможностей — быть кем угодно, где угодно и в каком угодно времени» [13]. Еще одним методологическим основанием служат идеи «театрального» подхода И. Гофмана о сценической постановке человеческих микровзаимодействий, приемах театрализации собственной деятельности в повседневности [14]. Говоря об основных предпосылках возникновения цифровой этнографии (как феномена и метода) и изучения онлайн-репрезентации этнической индентичности, важно отметить, что повышение внимания философов и представителей других научных дисциплин, прежде всего этнологов, к концепции конструктивизма совпало с активным развитием глобальной сети Интернет в конце XX века, что усилило восприятие виртуальной идентичности человека как конструктивистского явления. В результате, в этнологии произошла так называемая «революция воображения», при которой нация или народ воспринимаются как «воображаемые сообщества». Одной из вариаций формирования таких сообществ стала виртуальная консолидация разрозненных в пространстве пользователей по признаку этнического происхождения. Именно изучение так называемых цифровых аспектов этничности стало новейшим и наиболее перспективным направлением в этнографии, антропологии и социологии XXI столетия. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 84-97. Transactions of the to la Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 84-97. © Тарова (Кузнецова) Л. А., 2022 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz