Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))
Введение Исследование этнокультурной идентичности кольских саамов актуально с точки зрения современной социально-культурной антропологии, рассматривающей, в частности, проблемы этнической идентификации в условиях современной оцифрованной социальной среды, этнических и культурных границ. Всплеску этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов России на постсоветском пространстве сопутствует ее проблематизация в научном и общественных дискурсах. Острота обсуждений связана в первую очередь с риском утраты ценностного содержания культур КМНС, в том числе саамов Кольского полуострова [1]. Этноидентификационные процессы все более явно приобретают новые формы и содержание с развитием интернет-среды — уникального пространства социального взаимодействия. Вопреки опасениям, что Интернет как изобретение эры глобализма и одно из её наиболее действенных средств рискует обесценить и стереть представления об уникальности этнических культур, практика показывает, что основой современной киберэтничности (выражения этнической идентичности в онлайн-пространстве) [2] является активная презентация культурного потенциала этнической группы, стремящейся заявить о своей значимости и стремлении к объединению ее представителей без привязки к определенной территории. В последнее время исследователи отмечают исчезновение языков и прерванность межпоколенческой традиционной связи, благодаря которым осуществлялись передача и воспроизводство элементов материальной культуры кольских саамов (национальные костюмы, предметы быта), традиций, языков и т. п. Однако именно в связи с этими обстоятельствами процесс самопознания этнических групп все больше реализуется за счет не внутренних, как раньше, а внешних источников [3]. Среди них приобщение к сети Интернет занимает у современных саамов все более уверенные позиции. Кольские саамы, как и иные этнические группы, имеют не только различные организации (общественные объединения, музеи, творческие коллективы), призванные объединить сведения об истории, современной и традиционной культуре народа, а также бороться с рядом региональных и специфических для этнической общности социальных проблем. В то же время они презентируют деятельность этих официальных и неформальных организаций в сети Интернет, то есть создают киберсообщества или интернет-сообщества. В этом процессе Интернет с его техническими средствами предстает не просто как глобальное цифровое пространство с определенным набором технологий и сервисов, но и как социокультурная технология. Сам факт использования Интернета институтами, конструирующими этнокультуру, становится коммуникативной информационной технологией репрезентации, трансляции и сохранения данных [5]. На развитие реальной деятельности по укреплению этнокультурной идентичности и на степень ее репрезентации в сети Интернет влияет множество факторов— социокультурных, регионально-политических, социально-экономических, технологических. Сетевая популяризация жизни и культурной деятельности этнической общности - - динамический процесс. В частности, распространение новых сведений в рамках этнической самопрезентации в онлайн-среде зависит от политики регулирования государственными органами доступа к информации; от степени готовности представителей этнической группы заявлять о своих проблемах широкой общественности и организациям по поддержке тех или иных народов; от технического совершенства интерфейсов интернет-источников, которое определяет способы взаимодействия с пользователем, и других обстоятельств. Отображение целей, ценностей и направлений этнокультурной деятельности в цифровой среде, постепенно развиваясь, привело к положительным и негативным последствиям (реализующимися как онлайн, так и в реальности) для представителей самих «публикующихся» этнических групп и для тех, кто их изучает с профессиональными и любительскими целями. Цифровая этнография и изучение киберэтничности Наша цель - - определить основные направления, ключевую проблематику и результаты исследований, посвященных «саамскому» сегменту российского Интернета, в контексте общих проблем изучения киберэтничности и социально-культурных функций виртуальных сетевых сообществ, ориентированных на сохранение и продвижение этнокультур. Цифровая этнография относится к относительно новым и активно развивающимся разделам социально-культурной антропологии, с множеством не изученных на данный момент явлений цифровой среды как социокультурной реальности в связи с ее динамичным развитием и изменением Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 84-97. Transactions of the Kala Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 84-97. © Тарова (Кузнецова) Л. А., 2022 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz