Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))
Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 70-83. Transactions of the to la Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 70-83. Этнический туризм на Кольском полуострове, по имеющимся данным, не пользуется спросом. Данные актуального опроса это подтверждают (рис. 4). Тем не менее, мы задали вопрос о том, что показывают гиды, если есть запрос на этнотуризм. Самым популярным местом стало Ловозеро (42,9 %), следующие за ним — Терский берег (24,9 %), этническая деревня Семъ сыйт (14,4 %), Лопарское (10,7 %), Лесная Елань (7,1 %). Как видим, это по большей части места, ассоциированные с индигенным народом Кольского Севера — саамами. Ряд вопросов в нашем исследовании был связан с туристами, которых можно отнести к категории духовных. Как отмечалось (рис. 1), духовный туризм также, по мнению опрошенных гидов, не пользуется спросом в Мурманской области. В отношении вопроса о том, стоит ли развивать его в области, мнения респондентов разделились: 31 % считают, что стоит, но необходимо определиться, что показывать туристам; 25 % ответили, что не понимают, что такое духовный туризм; 22 % ответили, что такой вид туризма стоит развивать и есть что показывать; 16 % указали на то, что это не очень востребованный вид туризма; 6 % затруднились с ответом (рис. 6). Рис. 6. Распределение ответов на вопрос: «Стоит ли, по Вашему мнению, развивать духовный туризм на Кольском полуострове?» На вопрос о том, чем руководствуются туристы, от которых исходит запрос на духовный туризм, 31.3 % выбрали духовное развитие; 31,3 % указали, что с таким типом туристов не сталкивались; 12,5 % указали на любопытство в качестве основной причины, 9,3 % — личностный рост. Среди прочих причин были указаны: замаливание грехов, раскаяние, желание найти то место, где можно себя простить; мода, интерес к эзотерической тематике. При этом многие гиды категорично разделяют туры паломнические (очевидно, ассоциированные с православием) и эзотерические: «Запрос на туры-паломничества — это одно, а эзотерические, йога-туры с всевозможными практиками и посещением “мест силы’’ — другое». Один респондент написал комментарий: «Люди, занимающиеся духовным туризмом, должны путешествовать самостоятельно!». Мы видим довольно неоднозначную реакцию гидов на такой необычный вид туризма. Примем также во внимание тот факт, что само понятие «духовный туризм» может быть для респондентов несколько сложным для понимания. Одной из задач нашего исследования было как раз выявление отношения к данному словосочетанию и его осмыслению. Как мы видим, представления об этом виде туризма вполне соотносится с тем, что обсуждалось в теоретической части статьи. Иначе обстоит дело с представлениями о посещениях сакральных мест области: 34,8 % опрошенных выбрали вариант ответа «достаточно востребована»; 17,4 % «скорее востребована, чем не востребована»; 17.4 % «скорее не востребована, чем востребована» и 13 % — «совершенно не востребована»; 17,4 % затруднились с ответом на данный вопрос. Если ответы распределить по полярной школе, то увидим, что запрос на посещение сакральных мест неплохой. Сакральные места области, по мнению гидов, это (рис. 7) © Давыдова А. С., 2022 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz