Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))
с позитивными установками и отношениями [17]. И что более важно — духовность может быть получена из различных видов досуга, начиная от тех, которые не являются строго религиозными, но имеют черты традиционных религиозных практик таких, как йога и ретриты3в дикой природе, до тех, которые имеют мало явной связи с религией или духовностью [18]. Эмиль Дюркгейм [19] утверждал, что, когда институционализированная религия в конечном итоге уступает продвижению научного знания и рациональных убеждений, люди неизбежно ищут смысл в опыте и практиках, отличных от религии. Впоследствии, было высказано предположение, что превращение туризма в один из «светских заменителей» религии [20], который рассматривается как потенциальный источник эмоционального или духовного удовлетворения, не удивительно [21]. Действительно, в настоящее время туризм считается современной практикой, которая «функционально и символически эквивалентна другим институтам, которые люди используют для украшения и добавления смысла в свою жизнь» [22]. Ее смысл может заключаться либо в путешествии в целом, либо во взаимодействии туристов с конкретными местами, которые они посещают. И здесь гиды являются важнейшими элементами в предоставлении особого туристического опыта [23]. Несмотря на выдающуюся роль, которую гиды играют в туризме, эмпирических исследований на данную тему очень мало. В отечественной антропологии тема гидов, их роли как межкультурных посредников, в том числе в духовном туризме, не развита. Однако существует ряд работ, напрямую не связанных с данной темой, но вдохновивших автора на данное исследование [24-29]. Материал и методы Статья основана на результатах опроса, проведенного в период с 1 сентября 2022 по 1 октября 2022 года в онлайн-беседах, связанных с темой туризма в Мурманской области. Одна беседа названа «Туризм Мурманской области», в ней состоят свыше 400 человек. Во второй беседе - - 25 человек, в ее составе наставки, учителя и выпускники «Школы гидов природного туризма в Хибинах». Онлайн-опросник был составлен при помощи Google-форм и размещен в социальной сети. Также для распространения опроса был использован метод «снежного кома» для поиска гидов, проживающих в Мурманской области. Всего было получено 32 ответа (N = 32). Ряд вопросов были открытыми, что позволило получить развернутые ответы, которые были использованы для иллюстрации отдельных мыслей. Выборка была панельной, что позволило отсеять респондентов, не имеющих отношение к профессии и деятельности гида. По возрастному критерию респонденты распределились приблизительно в равных пропорциях в диапазоне от 25 до 60 лет. При этом наиболее активной возрастной группой можно назвать респондентов в возрасте от 30 до 45 лет (36,7 %). Подавляющее большинство ответов было получено от респондентов, являющихся независимыми гидами, — 50 %; остальных респондентов можно классифицировать как работающих гидом в турфирме — 3,1 %, в том числе являющихся владельцами — 12,5 % (всего 15,6 %); работающих в организации, имеющей отношение к туризму - - 28,2 %; работавших гидом ранее - - 3,1 %; работающих в турфирме, но не гидом - - 3,1 %; 68,7 % опрошенных имеют специальное образование (гид-экскурсовод, горный проводник); 31,3 % не имеют специального образования, но могут провести по маршруту. Результаты По мнению абсолютного большинства опрошенных, туристический поток в Мурманской области за последние 5 лет сильно увеличился (93, 8 %); 6,3% ответили, что скорее увеличился, чем не увеличился. Это подтверждают и статистические данные, полученные из ранее проведенных исследований, посвященных туризму в области [2]. В качестве мест, откуда приезжают туристы, были указаны — Москва (68,8 %) и Санкт-Петербург (21,9 %); 3,1 % выбрали в качестве варианта ответа зарубежные страны и 6,3 % — из других регионов России. Ни один опрошенный не указал на интерес к местным туристическим дестинациям у населения, проживающего в Мурманской области. Наиболее популярная категория туристов, по мнению гидов, это туристы, путешествующие: а) самостоятельно по известным туристическим маршрутам (43,8 %); б) самостоятельно или с группой туристов, уже знакомых друг с другом, с купленным турпакетом, в котором есть заранее выбранные продукты, в процессе путешествия могут изменить маршрут или продолжительность пребывания в пункте назначения (21,9 %); в) в группе с другими туристами, не обязательно знакомыми друг с другом, имеющие турпакет Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 70-83. Transactions of the Kala Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 70-83. © Давыдова А. С., 2022 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz