Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))
В результате экономического и технического развития после 1945 года появился новый вид туризма, который сегодня мы с несколько пренебрежительным оттенком называем «массовым». В 1950-х годах так называемая «учебная поездка» также развивалась как особый вид тура. Профессия гида пережила возрождение, чему способствовали изменения в организации туров. Одному человеку стало труднее планировать и проводить экскурсию, как это было изначально. Вместо этого постепенно возникло разделение труда, повлекшее за собой две отдельные сферы ответственности: одна включала планирование и логистику, а другая отвечала за проведение экскурсии и всего необходимого непосредственно по запросу на месте. Экскурсовод становился мобильным научным учителем во время поездки. Однако вскоре возникли первые проблемы. Любой человек, считающий себя способным возглавить учебную поездку, мог подать заявку на вступление в число операторов учебных туров, число которых постоянно росло. Возник вопрос о спецификациях работы и обеспечении качества обслуживания клиентов [1]. Данные проблемы актуальны в настоящее время и во многом связаны с быстро и постоянно меняющимися запросами и ожиданиями туристов [10]. Многие клиенты обладают большим туристическим опытом и, как правило, требуют не только идеальной организации и глубокого знания каждого направления, но также ожидают определенного уровня компетентности и с нетерпением ждут приобретения новых знаний и опыта во время отпуска. В этом контексте гид должен действовать не как учитель, а как «друг и партнер в туре» [11]. Ожидается, что гиды смогут обеспечить всем необходимым в туре или, как минимум, познакомить путешественников с незнакомой культурой и избавить их от страха перед неизвестным и, если возможно, предоставить опыт, который, по крайней мере, воспринимается как необычный. В ранней работе Э. Коэна [9] были определены четыре роли гида: социальная, интерактивная, инструментальная и коммуникативная. Позднее было описано, что коммуникативная роль значительно влияет на впечатления клиентов от тура [8]. Питер Мейсон и Майкл Кристи [5] утверждали, что главной ролью гида была интерпретация, которая включает взаимодействие с туристами, способное спровоцировать обсуждение разных тем. Бэтти Вейлер и Розмари Блэк [7] предположили, что гиды совместно создают туристический опыт, выступая посредниками в четырех категориях: 1) физический доступ; 2) интеллектуальный доступ; 3) взаимодействия и 4) эмпатия (обеспечение эмоционального доступа). Сравнительно недавние исследования в области приключенческого и природного видов туризма [12] подтвердили, что эти сферы посредничества являются ключевыми параметрами качества впечатлений от экскурсий с гидом. Стоит отметить, что туристические ожидания и впечатления в значительной степени могут быть опосредованы разными средствами массовой информации, включая, помимо прочего, путеводители, веб-сайты, инфоцентры для посетителей, подкасты и страницы в социальных сетях. Помимо гидов, официально нанятых в качестве посредников, есть много других лиц, официально и неофициально выступающих в роли посредников, таких, как таксисты и водители автобусов, местные жители, друзья, родственники и т. д. Роль гида в качестве ментора, как мы уже упоминали, в настоящее время в том виде, в котором она описана у Коэна, едва ли встречается. Мы исходим из того, что современный гид может сочетать в себе сразу несколько функций. Как и в случае с другими формами туризма с гидом, гиды могут играть центральную роль в духовном туризме, эффективно продвигая этот не совсем обычный туристический продукт [7]. В то время как разные виды туризма, в том числе паломничество и религиозный туризм, уже давно привлекают интерес ученых, духовный туризм является новой областью исследований. Духовный туризм возник как концепция в широком социальном контексте [13] в качестве подвида туризма для клиентов с особыми интересами. Он привлекает путешественников, стремящихся к духовному развитию, и предлагает (что особенно важно) такие преимущества, в сравнении с любым другим типом путешествия, как самореализация и самообогащение. Духовные туристы путешествуют с намерением способствовать духовному росту, достижению священного состояния или осуществлению духовных практик с помощью как религиозных, так и нерелигиозных традиций и занятий [14]. Духовные туристы представляют собой отдельную группу туристов, поскольку они непосредственно мотивированы возможностью самопознания или изменения и намеренно ищут возможности для саморазвития [13, 15], то есть этот тип в первую очередь руководствуется духовной мотивацией. Отметим, что термин «духовный» расширился от своей первоначальной ассоциации с традиционной религией. Современная духовность все больше отличается от институциональной религии и определяется индивидуальным опытом, самопровозглашенной духовностью и самоаутентификацией [16]. Эндрю Синглтон ссылается на популярную фразу «духовный, а не религиозный», чтобы определить эволюцию термина [13]. Духовность характеризуется постоянным поиском цели и смысла жизни и связана Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 70-83. Transactions of the Kala Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 70-83. © Давыдова А. С., 2022 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz