Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))

Гиды ... важнее всего на свете. Я могу провести тур с пятью плохими отелями. Если у меня будет хороший гид, который объяснит необходимость бедных отелей, поездка все равно будет удачной. С другой стороны, если у меня есть лучшие отели и плохой гид, поездка будет провалом в сознании клиентов. И я снова и снова удивляюсь, когда я слышу, что туроператоры во многих странах довольны тем, что «сегодня у нас есть этот гид, завтра приходит этот, а на следующий день тот» [1: 128]. Введение Кольский полуостров — место, пользующееся большой популярностью среди туристов. Ежегодно регион посещают путешественники из разных частей страны. Анализ туристической индустрии Мурманской области за последнее время наглядно демонстрирует нам существенные изменения в этой сфере. В настоящее время упор делается в основном на инфраструктуру и услуги, связанные с дестинациями1[2]. В 2019 году поток туристов в области составил 458 тысяч человек, включая 78 тысяч иностранных граждан. По понятным причинам в 2020 году эти цифры уже существенно отличались — 357,9 тысяч и 42 тысячи соответственно [3]. В 2020 году в Мурманской области действовали 46 туроператоров, предоставляющих услуги на территории региона. Из них 14 туристических фирм специализировались на рыболовном туризме, дайвинге, прогулках с фотоохотой за морскими животными [2: 72]. Обычно программы экскурсионных туров составляют 5-8 часов, часто связываются с природными локациями и требуют квалифицированного сопровождения и технического обеспечения [4]. При этом рынок труда и квалифицированных специалистов в индустрии туризма весьма неустойчив [2]. Ситуация стала меняться в сторону признания необходимости обучения посредников между туристами и турпродуктом лишь в недавнее время. Сейчас мы можем наблюдать признание со стороны представителей туриндустрии важности подготовки такого рода специалистов. Так, в 2021 году в Мурманской области была создана «Школа гидов природного туризма в Хибинах». Цели этой школы: подготовка гидов и экскурсоводов, способных готовить и проводить успешные авторские экскурсионные программы на природных территориях и формирование сообщества гидов и экскурсоводов природного туризма в Мурманской области, готовых осуществлять деятельность в соответствии с принципами экологического туризма. С июля 2022 года гиды в обязательном порядке должны будут проходить аттестацию. В дальнейшем планируется расширить требования к компетенциям таких специалистов2. Вопросы подготовки кадров, традиционно играющих ключевую роль в установлении связей между туроператорами, местным населением и туристами, на сегодняшний день являются одной из самых актуальных тем в зарубежных исследованиях, поскольку гиды больше, чем многие другие люди, занятые в туристическом бизнесе, вовлечены во взаимодействие с путешественниками, в примирение родной и чужой культур, а также раскрытие незнакомых мест для своих клиентов с учетом культурных особенностей [1]. В данной статье мы исходим из того, что гиды играют важную роль в разработке и формировании туристического опыта [5-8]. Для того чтобы понять, какое место они занимают в современной туристической индустрии Мурманской области, сначала мы познакомимся с эволюцией представлений исследователей об этом. Затем рассмотрим понятие духовного туризма. И, наконец, экстраполируем теоретические обобщения на результаты конкретного эмпирического исследования, целью которого было изучение представлений гидов Мурманской области о туристах и об основных туристических дестинациях Мурманской области. Теоретические основы исследования Первые упоминания о профессиональных гидах можно проследить уже с XVII и XVIII веков, когда стало традицией отправлять молодых аристократов в сопровождении наставника в двух-, трехгодичное путешествие по Европе с образовательными целями. Это путешествие называлось “Grand Tour” и было неотъемлемым компонентом образования [1]. Эрик Коэн исследовал различные теоретические и прикладные аспекты роли гидов [9]. Во время этих путешествий наставники выступали в первую очередь в качестве “pathfinder” («проводник») и “the mentor” («наставник»). Эти две роли по-прежнему важны для современного гида, который «сочетает и расширяет элементы обоих предшественников, — роль исследователя-проводника (или того, кто указывает путь) и роль наставника (тот, кто направляет человека в его пути или поведении)» [9: 9]. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 70-83. Transactions of the Kala Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 70-83. © Давыдова А. С., 2022 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz