Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))

В Мурманской области функционируют различные сувенирные лавки, в которых представлены разнообразные изделия промышленного и ручного труда на «северный» и «саамский» мотивы. Изготовлением этносувениров, которые условно можно назвать «саамскими», занимаются как представители из числа коренного населения (кольские саамы), так и местные ремесленники. Некоторые представители ремесленных мастерских и владельцы сувенирных лавок создают отдельные виртуальные сообщества в социальной сети «ВКонтакте» с целью продвижения и реализации своих изделий. В рамках данного исследования нами была проанализирована официальная групп в социальной сети «ВКонтакте» — «Ловозерский сувенир»2(рис. 1). В ходе сбора и анализа данных были использованы методы виртуального включенного наблюдения, контент-анализа текстового и изобразительного материала. Данное веб-сообщество создано с целью продвижения товаров сувенирного магазина с одноименным названием «Ловозерский сувенир», расположенного в селе Ловозеро, где представлены изделия ручной работы 80 мастеров, владеющих разнообразными технологиями декоративно-прикладного искусства (резьба по кости и дереву, изготовление изделий из глины, меха, кожи, бисера и многое др.). В «шапке» данного виртуального сообщества размещена следующая информация для посетителей группы: «Добро пожаловать! В магазин товаров высокого качества ручной работы из оленьевого меха и кожи: бурки, тапки, изделия из оленьих шкур, кожи, а также подобного материала. В магазине работают мастера с опытом работы более 20 лет и делающие свои изделия на совесть»3. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. Выпуск. 1. 2022. Т. 1, № 1. С. 64-69. Transactions of the to la Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. Issue 1. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 64-69. J t0& 0 3 e p c i^ u u сувенир Рис. 1. Аватар официальной группы «ВКонтакте» «Ловозерский сувенир» Официальная группа «Ловозерский сувенир» в социальной сети «ВКонтакте» создана в 2014 году. В настоящее время в ней состоят 279 участников. Социальная сеть «ВКонтакте» предоставляет технологические возможности самопрезентации, создания и поддержания коммуникаций с другими пользователями сервиса через механизмы обмена личными сообщениями, комментирования размещенных пользователем текстов и мультимедийных материалов, размещения сообщений на стене пользователя, либо в темах в рамках группы. Основная стратегия, которую используют администраторы группы «Ловозерский сувенир» для продвижения этнотоваров - - публикация на страницах сообществ постов с фотографиями изделий с северной и саамской тематикой. В рамках данного виртуального сообщества для участников и посетителей созданы так называемые «обсуждения»/«темы», среди которых: «Как можно снять мерки, чтобы заказать бурки и тапки?», «Прайс-лист» и «Почему так дорого?» (рис. 2). При этом отсутствует «тема», в рамках которой посетители и участники сообщества могли бы оставлять свои отзывы о заказанных товарах, что не характерно для подобных виртуальных сообществ, созданных с коммерческой целью. В группе «Ловозерский сувенир» представлено 3 виртуальных альбома, в которых размещено 14 фотографий, презентирующих изделия ловозерских мастеров. В основной альбом данного © Сулейманова О. А., 2022 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz