Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))
Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. Выпуск. 1. 2022. Т. 1, № 1. С. 64-69. Transactions of the to la Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. Issue 1. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 64-69. Научная статья УДК 004.946:39(=511.12) doi:10.37614/2949-1185.2022.1.1.006 ОСОБЕННОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ «СААМСКИХ» СУВЕНИРОВ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОМ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ») Олеся Анатольевна Сулейманова Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия, sul-olesya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5109-958X Аннотация Культура коренного населения Кольского Севера активно «эксплуатируется» в имиджевом продвижении региона и развитии сувенирной индустрии. Рассмотрены особенности презентации и продвижения сувенирной продукции с саамской символикой в социальной сети «ВКонтакте». Использовались методы виртуального включенного наблюдения, контент-анализа текстового и визуального материала. Ключевые слова: кольские саамы, социальная сеть «ВКонтакте», сувенир, традиционная культура, этнический туризм, этнотовар Благодарности: статья выполнена по теме государственного задания Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук № FMEZ-2022-0028. Для цитирования: Сулейманова О. А. Особенности презентации «саамских» сувениров в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 64-69. doi: 10.37614/2949-1185.2022.1. 1.006 Original article FEATURES OF THE PRESENTATION OF “SAAMI” SOUVENIRS IN THE VIRTUAL SPACE (ON THE EXAMPLE OF THE SOCIAL NETWORK “VKONTAKTE”) Olesya A. Suleymanova Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia, sul-olesya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5109-958X Abstract The culture of the indigenous population of the Kola North is actively “exploited”in the image promotion of the region and the development of the souvenir industry. The features of the presentation and promotion of souvenirs with Saami symbols in the social network “VKontakte” are considered. The methods of virtual participant observation, content analysis of textual and visual material were used. Keywords: Kola Saami, “VKontakte” social network, souvenir, traditional culture, ethnic tourism, ethnic goods Acknowledgments: the article was made on the topic of the state assignment of the Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences No. FMEZ-2022-0028. For citation: Suleymanova O. A. Features of the presentation of “Saami” souvenirs in the virtual space (on the example of the social network “VKontakte”) // Transactions of the tola Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 64-69. doi:10.37614/2949-1185.2022.1.1.006 Еще недавно коренные северяне отличались скрытностью в отношении своих святынь иритуалов; сегодняреликвии и ихреплики, в том числе атрибуты шаманства, выставлены на показ и даже на продажу. <... >. В недалеком прошломмногие отказывались фотографироваться из-за опасений, что фото отнимает душу; сейчас наместо страха пришла страсть к фото имода на выгрузку своих «душ» в соцсети [1: 19]. В XXI веке коренные народы Севера презентируют этничность как в реальном (офлайн), так и виртуальном (онлайн) пространстве. Виртуальные социальные сети стали популярной онлайн-платформой для коммуникации и интеграции различных этнических сообществ, саами не стали исключением [2-4]. Презентация саамской культуры в киберпространстве осуществляется главным образом посредством ярких визуально воспринимаемых элементов материальной культуры как маркеров этнической © Сулейманова О. А., 2022 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz