Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))

Примечательно, что и праздники кольских саамов могут рассматриваться и классифицироваться в зависимости от специфики использования этнокультурных артефактов. К основным видам современных праздников кольских саамов как культурно-массовых мероприятий, имеющих регулярный характер и внесенных в Календарный план мероприятий Мурманского областного центра коренных малочисленных народов Севера и межнационального сотрудничества12 отнесены: 1) национальные, 2) спортивные, 3) реконструированные этнические, 4) событийные. Группы артефактов, задействованных во время проведения саамских праздников, выполняют различные функции. Можно выделить: а) национально-символические артефакты (национальный костюм, элементы саамского костюма, саамский флаг); б) предметы, связанные с национальными промыслами, в том числе трансформированными в национальные виды спорта кольских саамов (аркан, арбалет, элементы оленьей упряжи, лыжи, копье, лодка, мяч и сарафаны для саамского футбола); в) предметы быта как элементы этнического дизайна и символические атрибуты ритуальных действий (оленьи рога, оленьи и медвежьи шкуры); г) сувениры и изделия национальных художественно-прикладных ремесел. В качестве специфического вида саамских этнокультурных артефактов выделяется северный олень — как центральный символ подавляющего большинства саамских праздников (в виде элементов визуального оформления, экспонатов, персонажей театрализованных действий, реального участия животных в анимации (рис. 4)). С одной стороны, олень на саамских праздниках выступает как символ жертвы, которую саамы в древности приносили как языческим божествам, так и в канун православных праздников, с другой стороны, - - как тотемный предок кольских саамов Мяндаш. Таким образом, на праздничных мероприятиях кольских саамов северный олень выступает атрибутом саамской культуры в качестве символа материальной основы жизнедеятельности и тотемного образа, закрепленного в фольклорной традиции и обрядовой культуре. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 54-63. Transactions of the to la Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 54-63. Рис. 4. Гонки на оленях (а) и метание аркана (б). Праздник Севера, село Ловозеро, 2016, 2022 годы. Фото О. А. Бодровой Выводы Культурные индустрии на сегодняшний день играют значительную роль в сохранении этнокультурных традиций кольских саамов, способствуя в числе прочего тому, что традиционная саамская культура естественным образом вписывается в современные социокультурные и экономические модели. Так, введение саамской этнической символики в структуру культурно-массовых мероприятий через артефакты сближает их с традиционными народными праздниками и ритуальными состязательными обрядами кольских саамов, превращая этнический праздник в феномен современной массовой культуры. Изготовление изделий художественно-прикладных ремесел транслирует широкому кругу потребителей этой продукции знания об особенностях декоративных промыслов у кольских саамов, о традиционных способах выделки материалов, значении орнаментов и т. д. Однако, если в экономическом аспекте использование этнокультурных артефактов (в первую очередь сувенирной продукции) в сфере развития регионального © Бодрова О. А., 2022 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz