Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))

сохранения этнокультурных традиций. Это позволяет некоторым исследователям рассматривать эти отрасли как специфический новый вид традиционного природопользования [5], а изделия сувенирной продукции — как артефакты, выполняющие экономическую функцию. Этноконструирующая функция саамских этнокультурных артефактов, которые транслируют информацию о культурных традициях кольских саамов, способствуют также формированию визуальной идентичности их группы и репрезентации их культуры в предметной форме. Как было отмечено ранее, при визуализации саамской идентичности предметы национального костюма используются неодинаково: чаще всего - - головной убор (главным образом женский - - шамшур, а также зимняя шапка), традиционная обувь, пояс и предметы, которые к нему крепятся (например, нож (рис. 1)), полный комплект национального костюма как знак этнической принадлежности саами. Кроме того, подобные артефакты выступают в качестве этнографических экспонатов на временных выставках, приуроченных к саамским праздникам (например, к Международному дню саамов), и в экспозициях региональных музеев. Национальный саамский костюм и его отдельные элементы могут выполнять коммуникативную функцию и служить для обмена культурной информацией, например, на различных фестивалях, представляющих разные этнические культуры. Информацию могут транслировать и отдельные элементы саамского костюма: нагрудные украшения (например, мужское у женатых мужчин), вышивка, отражающая родословную человека, его родовую принадлежность по обеим семейным линиям. Национальный саамский костюм в своей символической функции служит способом демонстрации этнической принадлежности и знаком этнической самоидентификации. Согласно опросу, проведенному инициативной группой кольских саамов в своей среде, большинство представителей саамского сообщества (из 200 человек опрошенных) посредством национального костюма выражают свою принадлежность к саами и надевают его во время национальных праздников (67 %), а также при проведении других мероприятий (48 %), поэтому выступают против того, чтобы его надевали представители других этнических групп (62 %). Результаты опроса были представлены на встрече туристического сообщества Мурманской области, организованной и проведенной Комитетом по туризму Мурманской области 29 апреля 2021 года в онлайн-формате. Для представителей других этнокультурных групп и гостей Мурманской области национальный костюм кольских саамов является не только знаком этнической принадлежности последних, но и региональным символом, ассоциирующемся с территорией Кольского полуострова. Обязательные атрибуты проведения всех национальных саамских праздников в Мурманской области— это национальный костюм и саамский флаг, которые также выполняют символическую функцию. Согласно Декларации, принятой на Саамской конференции, национальный саамский костюм, созданный на основе традиционного костюма скандинавских саами, наряду с саамским флагом и гимном, относится к национальным символам саамов Норвегии, Швеции, Финляндии и России и отражает историю становления саамской национальной идентичности9. Символизировать сааамскую культуру могут и другие объекты материальной культуры, на основе чего возникают прецеденты признания за саамами символического права на владение такими предметами как этнокультурными артефактами (в качестве примера может служить репатриация 2200 музейных экспонатов, которые в 2021 году Национальный музей Финляндии должен вернуть Саамскому музею и Центру природы Siida)10. Наряду с сувенирами, национальными символами, изделиями художественно-прикладного творчества кольских саамов в разряд культурных и креативных индустрий попадают и другие направления, продуцирующие материальные и в ряде случаев нематериальные объекты саамской культуры, — этнический дизайн, «саамская» архитектура ряда зданий села Ловозеро (рис. 2), производство саамских мультфильмов и комиксов, создание мобильных приложений на кильдинском диалекте саамского языка и многое др.). Все это одновременно и произведения массовой культуры, и прикладные творческие практики, вписывающиеся в современные экономические, маркетинговые и социокультурные модели. Говоря о продукции направлений культурной/креативной индустрии, большой интерес для исследования представляют изучение культурно-массовых практик, а также вопросы изготовления и функционирования художественных артефактов саамской культуры, некоторых творческих кластеров и объединений мастеров региона: названных Мурманской областной общественной организации саамских мастеров и художников «Чепесь самь», Виртуальной арктической сети искусства коренных народов, Национального культурного центра села Ловозеро и др. Для определения Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 54-63. Transactions of the to la Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 54-63. © Бодрова О. А., 2022 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz