Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))

Совсем в другом аспекте культурные и креативные индустрии рассматриваются в экономике, которая делает это с точки зрения рыночных отношений и маркетинговых технологий. Главным образом, здесь уже идет речь о так называемой коммерциализации культуры [13], хотя и представители экономического подхода не отрицали, что продукция культурных индустрий имеет в первую очередь художественную, социальную (укрепление региональной идентичности), историческую (этнографическую), символическую (смыслообразующую) ценность [14: 130-133]. Наиболее полно экономическая ценность предметов материальной культуры проявляется, когда мы говорим о сувенирной продукции. Как отмечают исследователи, продукция данного вида проявляет себя достаточно ярко во всех регионах мира, так или иначе соприкасающихся с туристической индустрией, однако при этом, в некоторых случаях полностью, может искажаться и нивелироваться этнокультурное смысловое значение сувениров как артефактов [15: 83-84]. Например, в тех случаях, когда в качестве сувениров продаются предметы, связанные с сакральным знанием или религиозным культом (шаманские бубны и пр.), что в традиционных культурах всегда накладывало полный запрет на обращение с ними со стороны непосвященных. Результаты В качестве этнокультурных артефактов в рамках данного исследования были проанализированы такие объекты материальной культуры кольских саамов, как предметы национального костюма, этнические сувениры, этнографические экспонаты, продукция национальных ремесел, элементы дизайна и интерьера. Перечисленные категории вещей можно с полным правом рассматривать как этнокультурные артефакты со знаковым/символическим значением, так как они не просто несут в себе информацию о этнографических особенностях саамского населения, но и символизируют регион Мурманской области, активно используясь в региональной туристской и культурно-массовой деятельности. Были выявлены роль и следующие функции таких саамских этнокультурных артефактов: 1) этносохраняющая, 2) этноконструирующая, 3) коммуникативная, 4) знаковая, 5) символическая, 6) экономическая, 7) социокультурная. Безусловно, наиболее высокую степень актуальности в настоящее время, в условиях острой проблемы сохранения саамского национального языка, имеет этносохраняющая функция материальных объектов саамской культуры. Произведения художественно-прикладных ремесел кольских саамов являются неотъемлемой частью их культурного наследия наряду с уникальными приемами хозяйственной деятельности, устным творчеством, религиозными представлениями и другими элементами материальной и нематериальной культуры, способствующими сохранению этнического самосознания группы. Одним из механизмов, способствующих сохранению сведений о производстве материальных предметов саамской культуры, в первую очередь утилитарного назначения, на основе традиционных материалов и техник, является обучение национальным ремеслам на базе Северного национального колледжа (филиала ГАПОУ МО «Оленегорский горнопромышленный колледж», город Оленегорск), в кружках и на мастер-классах Ловозерского национального культурного центра (село Ловозеро) и в ряде других учебных программ некоторых государственных учреждений Мурманской области. Одной из наиболее успешных форм сохранения этнокультурных традиций и реализации социально-экономических интересов кольских саамов является родовая община. В Мурманской области на настоящий момент действуют 41 родовая и территориально-соседская община коренного малочисленного народа Севера, а также 5 общественных объединений и 1 некоммерческий фонд)8. Их основные виды деятельности - - рыбная ловля, оленеводство, промысел морских животных, охота, сбор дикоросов, переработка и изготовление пищевой продукции, производство предметов повседневного быта и сувенирной продукции, реализуемой среди туристов, посещающих общины, а также на ярмарках во время проведения различных культурно-массовых мероприятий. Вообще, сувенир - - это самая «говорящая» разновидность артефактов, призванная напоминать и отражать национальные, природные, культурные и другие особенности региона, в котором приобретается сувенир, своего рода «зацепка памяти» [16: 22]. Упомянутый экономический подход к изучению культурных и креативных индустрий обусловливает то, что производство сувениров на основе традиционных технологий, как и туристская деятельность в целом, способствующая реализации этой продукции, должны оцениваться с точки зрения вовлечения коренного населения Мурманской области в современные экономические процессы с возможностью одновременного Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 54-63. Transactions of the to la Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 54-63. © Бодрова О. А., 2022 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz