Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))

как СМИ (телевидение, газеты, журналы), кинематограф, книжная продукция, музыкальная индустрия, поп-искусство, — то есть со всеми теми явлениями, которые производят социальные смыслы и тексты. С середины XX века понимание культурной индустрии значительно расширилось. При определении саамских артефактов как феноменов именно культурной индустрии нам близка концепция А. Я. Флиера: « .культурны е индустрии фактически распространяются не только на художественное производство как таковое, но и на производство социальное, на производство общества как культурного явления, на производство “человека культурного”, производство знания о культуре, да и производство культурных артефактов, не являющихся художественными по своим основным функциям (например, религиозных, этнографических и др.)»3. Таким образом, культурные индустрии (отрасли культурной индустрии) создают некоторый продукт, чаще всего имеющий художественную природу (хотя и не обязательно) и наделенный символическим значением. Например, довольно большое количество отдельных предметов саамского этнического костюма символизируют и конструируют сегодня этническую культуру, выступают своего рода знаком традиционной культуры саамов и в этом смысле отличаются от таких же предметов одежды, не имеющих символического значения, хотя и те, и другие выполнены как изделия декоративно-прикладного творчества (ср. шамшур/перевязку, каньги/яры, печок/сарафан и т. д.). И первый, и второй элементы в данных парах представляют определенную категорию костюма: головной убор, обувь, платье, но в первом случае деталь символизирует саамскую культуру и является знаковой, во втором, скорее, является бытовым предметом одежды с утилитарной функцией). Одним из самых очевидных проявлений материальной этнической культуры как феномена культурной индустрии является этнический сувенир, как отмечает О. А. Сулейманова в упомянутой ранее публикации, а также ряд других авторов. И. Х. Улинова на материале изделий традиционного декоративно-прикладного искусства в Калмыкии, анализируя выдающуюся роль этнических сувениров в пространстве массовой культуры и в области туризма, приходит к следующему выводу: «Для представителей других этносов сувениры нередко выступают наиболее репрезентабельным и осязаемым источником, рассказывающим о том или ином этносе и непосредственно связанным с ним. Причем, данные артефакты нередко оказывают существенное влияние на сознание представителей самого этноса, чью культуру они представляют» [11: 36]. При этом автор считает, что, несмотря на некоторые пределы упрощения и замены материалов, с разной степенью приближенности к оригиналам, подобные изделия одновременно могут верно передавать значимые характеристики предметной сферы жизни калмыков [11: 36], поэтому ни этнокультурные артефакты, ни другие категории предметов материальной культуры саамской или любой другой этнической группы нельзя считать «неправильными», искаженными формами для данной культуры, как бы широко она не тиражировалась. К концу XX века понятие культурных индустрий дополнилось термином «креативные индустрии». Сейчас оба понятия часто используются как синонимы. Отмечают, что первая попытка систематизировать и перечислить креативные индустрии была предпринята в Великобритании в 1980-х годах. Государственная программа включила в этот перечень рекламу и маркетинг, архитектуру, декоративное искусство и ремесла, дизайн, производство кино и видео, телевизионное и интернет-вещание, IT, программное обеспечение и компьютерные услуги, издательское дело, музеи, галереи и библиотеки, музыку, исполнительское и изобразительное искусство [12: 15]. Как видим, к отраслям креативной индустрии были отнесены и те институционализированные и неинституционализированные структуры, которые активно продуцируют, используют и воспроизводят в своей деятельности объекты материальной культуры, наделяя их символическим значением (художественно-прикладные ремесла, дизайн, СМИ, музеи, библиотеки). Если говорить о культуре кольских саамов, то эту линию можно продолжить такими современными и яркими креативными индустриями, как производство комиксов4, мультфильмов на фольклорном материале5, «саамский рэп»6, другие музыкальные направления7. К сфере креативных индустрий можно отнести и деятельность такого известного саамского объединения, как Мурманская областная общественная организация саамских мастеров и художников «Чепесь самь» (учредители — мастера рукоделия, с творчеством которых хорошо знакомы и в Мурманской области, и за рубежом: А. Е. Мозолевская, Т. С. Кожевина, А. М. Сапельникова). Другой пример — Виртуальная арктическая сеть искусства коренных народов, созданная как неформальная платформа, объединяющая художников, мастеров, ремесленников и представителей других творческих профессий из числа коренных народов Арктики для обмена знаниями коренных народов через искусство. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 54-63. Transactions of the to la Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 54-63. © Бодрова О. А., 2022 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz