Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))

Актуальность изучения материальных объектов, ассоциируемых с этнокультурными традициями саамов Кольского полуострова, не вызывает на сегодняшний день сомнений, но для представителей различных гуманитарных и общественных дисциплин определяется разными факторами: для этнографов, антропологов и социологов — социокультурным и этнокультурным, если учитывать функциональные особенности предметов саамской культуры, служащих одновременно средством демонстрации этнической принадлежности, формой сохранения и трансляции культурного наследия, средством формирования и укрепления этнической и региональной идентичности саамов как коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока; для экономистов, соответственно, на передний план выходит экономический фактор. Значительная часть региональных туристских продуктов, изделий индустрии народных ремесел и других активно развивающихся отраслей современного хозяйства основывается на использовании артефактов саамской культуры, признанной в ряде официальных документов и в медийном дискурсе одним из главных территориальных брендов Мурманской области1,2. Проблема подобных исследований обусловлена, с одной стороны, высоким коммерческим и социокультурным спросом на этническую культуру кольских саамов как один из главных региональных брендов, а с другой стороны, - - разрушением этнокультурной и региональной идентичности через тиражирование и глобальное воспроизведение фейковых культурных форм, возникающих при дефиците этнокультурных данных о видах, функциях, стандартах и технологиях производства различных предметов саамской материальной культуры. Следует отметить, что попытка рассмотреть функции и роль материальных объектов саамской культуры как этнокультурных артефактов с символическим значением в контексте территориального брендирования, развития этнографического туризма и прикладных ремесел в Мурманской области предпринимается на материале нашего региона впервые. Исследование основывается на: а) полевых материалах 2010 - начала 2020 годов, собранных во время проведения национальных праздников, спортивных и других культурно-массовых мероприятий, открытых лекций, официальных встреч органов власти с представителями саамского населения Мурманской области (в онлайн-формате), научно-практических семинаров; б) на анализе опубликованных источников, рассчитанных на массовую аудиторию (интернет-источники, СМИ, новостные и авторские телепередачи, публичные страницы представителей групп кольских саамов и пр.). Методология В научной литературе, посвященной кольским саамам, к исследованию их материальной культуры подходят с различных позиций. До сих пор центральным трудом в этой области остается работа Т. В. Лукъянченко [1]. Рассматриваются функциональные особенности бытовых предметов [2], саамские сувениры [3], особенности орнамента на изделиях художественных промыслов [4], продукция прикладного творчества в контексте этнографического туризма как «новый традиционный промысел» современного саамского населения [5], объекты саамской традиционной культуры как бренд и как этноконструирующий фактор [6]. В данной статье предметом внимания становятся любые предметы материальной культуры (элементы одежды, украшения, сувениры, музейные экспонаты, орудия труда и т. д.), наделенные символическим значением, понимаемые как артефакты. Изучение саамских этнокультурных артефактов, с одной стороны, дополняет современные исследования, расширяющие понятие артефакта как исключительно материального объекта, имеющего определенную историческую/культурную ценность (экспоната в музейном деле, археологического объекта и пр.), до произведения материальной (или нематериальной) культуры со знаковым или символическим значением (см., например, [7-9]). С другой стороны, предметы саамской культуры рассматриваются в рамках этноконструктивистской методологии как способ (ре)презентации этнокультурных традиций в модернизированном обществе, ориентированном на товарно-рыночную экономику, в том числе и в отношении продукции культурной и креативной индустрии. Понятия культурной и креативной индустрии/индустрий имеют не последнее значение для современных подходов к изучению различных аспектов современных традиционных культур. Термин «культурная индустрия» был введен в научный оборот западными социологами Т. Адорно и М Хоркхаймером [10], описывающими влияние массовой культуры с ее стандартизированными, клишированными образами и образцами искусства на современного (в то время) обывателя. Адорно и Хоркхаймер связывали культурную индустрию с такими источниками массовой информации, Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 54-63. Transactions of the to la Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 54-63. © Бодрова О. А., 2022 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz