Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))

Архивные материалы доказывают разноплановость отношения к полевой работе, теории и научной традиции у В. Чарнолуского: схематичные полевые записи наблюдений о быте и хозяйстве в Варзуге соседствуют с личностными дневниковыми комментариями. «Нетеоретическое» восприятие В. Чарнолуского на примере Т. В. Лукьянченко, которое приводилось выше, не единственно возможная точка зрения. Уже в первой монографии («Материалы по быту лопарей») автор ставит подзаголовок «Опыт определения кочевого состояния лопарей Восточной части Кольского полуострова». Он решает именно теоретическую задачу размещения саамского оленеводства в спектре культур кочевников территорий Севера и делает вывод о специфике кочевого уклада саамов, размещая их между кочевниками-самоедами и полукочевыми ижемцами17 [34: 140-156]. В публикациях 1960-х годов проблематика религии саамов рассматривается сквозь призму археологического и фольклорного материала [35], отчасти встраиваясь в разбор вопросов этногенеза или по меньшей мере исторической компаративистики через сходство тотемных образов оленя и лося в Беломорье и Приуралье [35: 104, 129]. Архивные материалы, свидетельствуют о попытке построения своей модели саамского пантеона18, опирающегося на наследие Н. Н. Харузина19 и А. Генетца20. В последние годы жизни интерес ученого — история саамов, построенная на материале фольклора и устных свидетельств [28: 137]21. Архив Чарнолуского показывает незаурядность поиска исследователя, которая не всегда доступна при знакомстве с опубликованными статьями и книгами. Сложно говорить о приоритете одной группы свидетельств над другой. Задача, скорее, заключается в необходимости внимания к обеим для дальнейших обобщений, изменений и дополнений частных вопросов и общей картины этнографических исследований региона. Реализацию этого невозможно представить без учета наследия ученых, рассредоточенного в том числе в многочисленных архивах. Список сокращений КБАН СССР - - Кольская база Академии наук СССР МА ЦГП КНЦ РАН - - Музей-Архив Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра Российской Академии наук МОКМ - - Мурманский областной краеведческий музей МОМ ОФ — Мурманский областной краеведческий музей. Основной фонд. МОМ НВ - - Мурманский областной краеведческий музей. Научно-вспомогательный фонд. НА РГО - - Научный архив Русского географического общества ЦГА СПБ - - Центральный государственный архив Санкт-Петербурга Примечания 1 Об образе культурного героя в истории городов Кольского Севера у И. А. Разумовой [4]. 2Наряду с архивом в МОКМ, имеется целых ряд документов в архивах других учреждений: НА РГО, МА ЦГА СПБ, ЦГП КНЦ РАН. Коллекции фотографий и предметов из экспедиций В. Чарнолуского имеются в фондах РЭМ: Собиратели Чарнолуский Владимир Владимирович // Официальный сайт РЭМ. URL: https://collection.ethnomuseum.ru/entity/PERSON/860142?page=3&index=103 (дата обращения; 21.09.2022). Часть наследия В. Чарнолуского НА ЦГП КНЦ РАН опубликована [6: 94-171, 8, 9]. Анализ публикаций и архивных материалов В. Чарнолуского представлен в нескольких работах, ряд из которых приведен у О. А. Зайцева [10]. О материалах В. Чарнолуского в РЭМ упоминала М. С. Куропятник [11]. 3 Определение Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 № 125-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1406/ (дата обращения: 21.09.2022). 4 Понятие «архив» в музейной сфере закрепилось для «документов, создаваемых в процессе научной работы музея» [12: 42]. 5 Разделение П. Рикером устных свидетельств и публикаций как свидетельств [15: 224] важно в следующем ниже в статье сравнении архивных материалов и публикаций В. Чарнолуского. Архив также помогает увидеть скрытые или проявляющиеся в позднейших работах подходы исследователя. 6Определение Д. Цейтлина в цитированной выше статье. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 20-29. Transactions of the to la Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 20-29. © Коткин К. Я., 2022 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz