Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))

Рассмотрим несколько вариантов дополняющего и изменяющего образ исследователя взгляда на архив10. Уже биографические материалы МОКМ11 — «Биография В. В. Чарнолуского» и «Хронология к биографии» дополняют биографию, созданную Т. В. Лукьянченко. Приведем только два момента. Первый чисто хронологический, который уточняет историю разработки важнейшего сюжета для В. Чарнолуского и саамской этнографии в целом — мифа о Мяндаше. Итак, Т. В. Лукьянченко пишет, что В. Чарнолуский начинает собирать фрагменты мифа о Мяндаше в 1930-е годы, в архивных материалах указано, что уже в 1930 году готовится к печати статья о Мяндаше12. Как минимум увеличивается время разработки темы. В данном случае не столь важен период работы, а, скорее, сам факт несоответствия публикации и архивного материала. Показательнее с точки зрения личностного взгляда на жизнь ученого и его семейной истории эмоциональные образы и оценки членов его семьи, которыми сопровождается изложение. Одновременно построение текста определяется формальной канвой дат, смены институций и выхода публикаций. Документы, учтенные как одна единица хранения, авторскими заголовками были разделены на два - - несколько более пространную, художественную «биографию», и сформированную «годами и заголовками» «хронологию»13. На границе дополнения и изменения в сравнении с публикациями самого В. Чарнолуского находятся связанные с поморской темой материалы. Это обширные коллекции фотографий и рисунков, а также текстов. Например, дневник и наблюдения 1929 года в Варзуге фиксируют осуществление в новых условиях практик, сформированных традицией - - «рекрутских проводов» и празднования Успения, а также хотя и тезисное, но разноплановое описание различных аспектов поморской культуры знаменитого села Терского берега14. Архивными материалами дополняются упоминания о лабиринтах в верховьях реки Варзуги, разбросанные по публикациям В. Чарнолуского. Новые факты (подтверждение данных об археологических памятниках) не исключают уточнения: методического (внимание к археологическим данным) и теоретического (очередных ответов на главные вопросы «лабиринтоведения» - «этнокультурная» принадлежность и назначение). Разнообразные нестыковки в книгах и дневниках - - еще один сюжет достойный разбора. Намного интереснее различия отношений и оценок в публикациях в сравнении с архивными материалами. Примеры разных периодов — рубежа 1920-1930-х и 1960-х годов — говорят сами за себя. В публикации 1931 года «Оленья изгородь» В. Чарнолуский предстает как сторонник практической этнографии, пусть и учитывающий специфику оленеводства саамов, но все же следующий в русле модерных установок власти: «Перестроить на социалистических началах как основы хозяйства, так и быт оленеводов, тем самым вырвать их из кабальных условий полярной природы, а оленеводство включить в общую систему народного хозяйства СССР — вот задача текущего дня. В связи с этим зимою 1931 г. решено повысить поголовье оленьего стада в кратчайший срок до размеров, определенных по каждому району особо» [32: 4]. Дневник наблюдений в Варзуге фиксирует в лице председателя сельсовета другое отношение к власти и «архаике» рекрутских проводов: «Обратно я шел с сельсоветом, вечно пришлепнутый, он словно опирается в землю носом. Я говорю ему: - Как красиво и сильно провожают призывников. - Все это надо разрушить! - Зачем? - Пьянство все, остатки старины, к чему этта. Мне так и послышалась эта (неразборчиво — К. К.) казенной типографией фраза — пережитки язычества. Я отошел и оставался один, пока не подошел ко мне (неразборчиво — К. К.) жених»15. Еще более диссонанс официального и личного проявляется во фрагментах «В краю летучего камня» в сравнении с дневником 1961 года. В книге восприятие переустройства региона в начале 1960-х годов акцентирует внимание на образах роста и комфорта осуществившейся мечты сродни волшебству, особенно через упомянутые сравнения с довоенным периодом [29: 10]. Но в дневнике 1961 года находится место отрицательным фактам, связанным с повседневной жизнью (например, медицинское обслуживание и влияние алкоголя на саамов в послевоенный период)16. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 20-29. Transactions of the to la Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 20-29. © Коткин К. Я., 2022 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz