Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))

Архив этнографа: на пути к концептуализации Несколько абстрагированный ряд понятий и моделей теоретиков, представленный выше, удобно «заземлить» на примере архива Чарнолуского, собрав в некоторое подобие схемы подход к анализу архивных документов и прокомментировав ее (схема 1)7. Архив ученого может соотноситься с представлением, сформированным более ранней научной традицией, или взглядом, закрепившимся в современной науке. Это те самые статусы и властные институты, о которых говорят приведенные выше теоретики архива. Архив тогда актуален в качестве доказательства подтверждения устойчивости научной традиции за счет эмпирики. Чаще происходит некоторое дополнение сформированной ранее точки зрения: уточнение даты, дополнение хронологии и фактологии или обстоятельств жизни и научных исследований. Этот подход обозначается как стандартизация. Взгляд на науку как постоянно преобразующуюся институцию показывает необходимость пересмотра устойчивой картины знания, ее состязательность. Архив работает в таком случае как изменяющая науку составляющая, разумеется, не на уровне большой научной революции, меняющей картину мира, но, вполне возможно, как элемент поворота в сфере гуманитарного и социального знания [26]8. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 20-29. Transactions of the to la Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 20-29. Подход к научному знанию Варианты архива «в действии» Стандартизация Дополнение Состязательность Изменение Схема 1. Связь архива и науки Возникает целый массив вопросов: от теоретических, связанных с критериями различения стандартных дополнений и состязательных изменений, до этических, формирующих границы и последствия пересмотра устоявшейся картины по проблеме и/или образу ученого. Однако вопросы придется оставить в стороне и перейти к «эмпирике». Но прежде, чем остановиться на анализе примеров работы архива этнографа в существующей модели, следует описать стандартный образ В. Чарнолуского закрепившийся в науке. В. Чарнолуский: взгляды на биографию, публикации и архив Для образа ученого, олицетворяющего сформированную картину восприятия В. Чарнолуского, базовой, пожалуй, является статья Т. В. Лукьянченко «Певец земли саамской» [27]. Этнограф предстает при первом приближении как исследователь поколения «репрессированных этнографов», переживший различные повороты общественных и научных потрясений и изменений первой половины XX века. Это не линейная траектория, а, скорее, синусоида. В ней нет прямого восхождения от одной должности к другой9, но присутствуют смена различных институций, изучающих Север, и подчас неакадемический характер работы (чертежник, сторож, художник-оформитель). Лакуной с точки зрения данных является период после ареста в 1938 году и пребывания в лагере. Статусам и определенности тоже находится место. Принадлежность к научной школе этнографического отделения Географического института — свидетельство профессиональной подготовки и определенного научного уровня. Название статьи Т. В. Лукьянченко помещает В. Чарнолуского в одну - - саамоведческую - - тематику, что подтверждается опубликованными работами. Несомненна личная эмпатия автора статьи к ее предтече в этнографической работе и тематике. Следует также обратить внимание на восприятие младшими коллегами своего визави как полевого исследователя, чуждого вопросов теории. Так, в предисловии к опубликованной уже после смерти В. Чарнолуского книге «В краю летучего камня» авторы послесловия (Т. В. Лукьянченко и Ю. Б. Симченко) пишут: «Одни (исследователи, изучавшие саамов — К. К.) вошли в историю этнографической науки благодаря теоретическим исследованиям, другие - - благодаря полевой работе, скрупулезной и тяжелой работе этнографа, имеющего дело не с книгами или архивными материалами, а с живыми людьми, многообразными, как сама жизнь. Именно к этой категории исследователей принадлежал В. В. Чарнолуский» [29: 249]. Архив ученого несколько раз упоминается в статье Т. В. Лукьянченко. В частности, указывается, что его систематизацией этнограф занимался после выхода на пенсию. Делается акцент на фольклорную саамскую составляющую. © Коткин К. Я., 2022 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz