Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))
Эхо мировой войны на страницах журнала «Карельские известия» Многовековое противостояние России и Швеции на карельском пограничном рубеже использовалось православными миссионерами для активизации памяти об историческом прошлом «своих-чужих» финнов. С началом военных действий на фронтах Первой мировой войны возникла необходимость внести коррективы в коллективную память населения, и одним из способов ее актуализации являлось обращение авторов журнала «Карельские известия», издававшегося в Выборге Главным (Финляндским) отделением Православного карельского братства, к теме всенародного отпора общему врагу, поднимавшейся в каждом номере [9: 90- 94]. Так, своеобразным «местом памяти» должен был стать для читателей созданный на пожертвования работников российских школ санитарный отряд имени Русского учительства. В январе 1915 года в журнале было опубликовано «Открытое письмо русскому учительству в Финляндии», где сообщалось о начале работы на передовых позициях «Лазарета имени Русского учительства» и содержался призыв к преподавателям русских начальных училищ ежемесячно отчислять в его пользу хотя бы по 2 % от получаемого жалования. Журнал регулярно печатал списки жертвователей, где, в частности, встречается имя Н. Г. Кучепатова, впоследствии известнейшего педагога Карелии7. Просветительская деятельность православных миссионеров не сводилась лишь к вопросам вероучения и затрагивала различные стороны жизни карельской деревни, прежде всего организацию школьного дела. Так, в начале декабря 1914 года в подведомственной Министерству народного просвещения Пелдожской школе на острове Мантсинсаари ученики слушали «чтение со световыми картинами» о Смутном времени на Руси и «об избрании на царство Дома Романовых». Были показаны «живые картины», сюжеты которых были связаны с реалиями войны (раненая на поле боя сестра милосердия, возвращение раненого к семье, чтение раненому письма в лазарете, «летящий аэроплан и расстреливающая его пушка»). Реквизит для последней изготовил учитель ремесленного отделения школы, а пояснения к картинам давал председатель школьной дирекции, один из редакторов «Карельских известий» священник Петр Шмарин. Перед Рождественскими праздниками 1914 года иеромонах Исаакий (Трофимов) разъяснял читателям «Карельских известий» о решении, принятом Карельским православным братством «в виду войны с немцами» и распространявшемся на полтора десятка школ в карельском приграничье, которые были подведомственны братству. Речь шла об отказе от установки елок на Святки. Взамен предлагалось «повсеместно сделать “звезду”», чтобы дети могли ходить с ней по домам «славить Христа», собирая пожертвования на нужды войны8. По наблюдениям исследователей, пришедший из лютеранской Германии обычай устанавливать к Рождеству новогоднюю елку и прежде встречал противодействие со стороны Православной церкви. Во время же войны подобные настроения стали проявляться в резких выступлениях против елки в российской печати и в запретах на ее устройство в учреждениях9. Решением Карельского православного братства 26 декабря 1914 года в школе при заводе св. Анны в Суоярви (Выборгская губерния) был поведен «вечер-звезда», заменивший традиционную школьную елку. Вместе с учительницей школьники «обошли весь завод», принимая пожертвования на Красный Крест, а вечером участвовали в чтениях со «световыми картинами», исполнении песен «религиозно-патриотического содержания» и в «живых картинах» («молитва дитяти» и «сестра милосердия перевязывает раненого солдата»). Ученики прослушали «несколько рассказов из современной войны — сначала по-русски, затем и на карельском языке», а учительница «в костюме сестры милосердия обошла переполненный класс», собрав пожертвования в пользу больных и раненых воинов. На следующий день «вечер-звезда», противопоставленный «лютеранскому» обычаю главного противника России в мировой войне, а заодно и «своих-чужих» жителей финляндского княжества, прошел в Вуондельской братской школе10. Разумеется, и финляндская сторона прибегала к приемам индоктринации, включавшим в себя как выступления в прессе против усилий империи по «перетягиванию» карелов на свою сторону, так и создание концепции единства карельского и финского этносов. Финляндцы также обращались к памяти населения приграничья об общем прошлом этносов-соседей, не без основания рассчитывая, что эта память должна поддерживать ощущение их единства на протяжении длительного времени, несмотря на более или менее радикальные перемены минувших эпох. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 136-148. Transactions of the Kala Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 136-148. © Дубровская Е. Ю., 2022 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz