Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))
Начало национального движения в Российской Карелии, центром которого стали северо-западные волости края, связано с революционной эпохой 1905-1907 годов. По существу, первой значительной политической акцией, в ходе которой были открыто поставлены вопросы национального развития карельского народа, явился митинг в селе Ухта (совр. Калевала) 21 декабря 1905 года по поводу предстоящего созыва I Государственной думы. Новые тенденции в развитии карельского национального движения набирали силу и в 1906-1907 годах. На собрании в Ухте 1 января 1906 года с участием двухсот местных жителей и приехавших из Финляндии на родину на праздники карелов-переселенцев принимается решение о создании волостного комитета конституционно-демократической партии. По мнению собравшихся, программа этой партии перекликалась с резолюцией декабрьского ухтинского митинга 1905 года [6: 287, 303-304]. В состав комитета вошло 35 человек, в том числе постоянно проживавшие в Финляндии торговцы П. Афанасьев, И. Дорофеев, И. Митрофанов, К. Ремшуев и некоторые другие. Однако уже вскоре, в ходе консультаций и переговоров с наиболее влиятельными и состоятельными представителями северно-карельской диаспоры в Финляндии, фактические руководители комитета П. Афанасьев и И. Митрофанов пришли к мнению о необходимости создания особой, независимой от российских партийно-политических структур организации для решения проблем развития Северной (или Беломорской) Карелии. Несмотря на то, что такое предложение не нашло единодушной поддержки активистов карельского движения, началась работа по его реализации. 24-25 апреля 1906 года на собрании в финском городе Николайстаде (ныне Вааса), в котором участвовало 20 купцов-карелов, было принято решение о проведении учредительного съезда нового общественного объединения, получившего название Союза беломорских карел [7: 123]. Сам учредительный съезд Союза с участием 50 делегатов прошел 3-4 августа 1906 года также в Финляндии, в городе Таммерфорсе (Тампере). К концу года в организацию записалось 627 человек, из них 494 были финнами и только 133 — карелами. Представители купечества и интеллигенции, в основном финской, образовали в ней наиболее многочисленные группы. Крестьян и рабочих насчитывалось всего 16 человек (2,5 %). Среди вступивших в общество карелов преобладающей категорией (75 человек, или 56,4 %) являлись торговцы, занимавшиеся как стационарной, так и разносной торговлей в Финляндии (коробейники) [6: 303-305]. Председателем Союза был избран купец из финского города Ювяскюля, уроженец Ухтинской волости Алексей Митрофанов (Митро), которого кемский уездный полицейский исправник характеризовал как человека «весьма развитого, энергичного и настойчивого»4. В состав правления вошли также переселившиеся в Финляндию карельские купцы Пааво Афанасьев (Ахава), И. Естоев (Таннер), Т. Ремшуев (Маннер), И. Софронов, финские национальные активисты архитектор Ю. Бломстедт, историк О. Хейнари, писатель И. Хяркёнен и др. Союз, как провозглашалось в его уставе, видел своей целью «улучшение духовного и материального положения беломорских карел». Достичь этого предполагалось на основе всемерного сближения населения Российской Карелии с этнически родственным населением Финляндии при помощи и поддержке финской общественности и властей. В публичных выступлениях ряда лидеров организации высказывалась и мысль о возможности в перспективе объединения «всех финских племен» в составе Финляндии5. Вскоре Союз инициировал подачу петиции в адрес I Государственной думы с требованием о предоставлении ограниченной автономии для карел (ответа Думы не последовало), а также развернул соответствующую пропагандистскую работу в северо-карельских волостях. Деятельность Союза беломорских карел и лютеранских миссий вызывала растущую обеспокоенность в административных и религиозных кругах Архангельской и Олонецкой губерний. В июне - июле 1907 года полиция блокировала попытки А. Митрофанова (Митро), П. Афанасьева (Ахава), В. Еремеева (Ряйхя) и некоторых других активистов пропагандировать идеи Союза на собраниях в Ухте и в селе Вокнаволок. Непосредственно на территории Российской Карелии Союзу беломорских карел не удалось создать каких-либо организационных структур. Поступавшая из Финляндии литература, включая даже буквари, изымалась полицией. Принимались меры к высылке лютеранских проповедников и национальных активистов за границу автономного Великого княжества Финляндского6. В годы Первой российской революции вопрос о судьбе Карелии стал предметом острых дискуссий между приверженцами так называемого «панфеннизма» и деятелями православных просветительских организаций. С наступлением центральной имперской власти на автономию Финляндии карельское национальное движение пошло на спад. Политический орган движения — Союз беломорских карел — фактически прекратил свою работу [8: 295- 301]. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 136-148. Transactions of the Kala Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 136-148. © Дубровская Е. Ю., 2022 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz