Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))
Выводы Основными источниками доходов для местного духовенства служили прежде всего казенное жалованье, которое в последней трети XIX века получали все без исключения священники и псаломщики; плата прихожан за совершенные для них таинства и требы; небольшие сенокосные участки и рыболовные угодья, которые можно было сдавать в аренду, а при желании — пользоваться самим. Уровень материального достатка сельских принтов сильно разнился. В лучшем положении находились клирики, служившие в многолюдных или богатых приходах, в чьем владении были ценные семужьи тони, приносившие ощутимый доход: в Керети, Ковде, Кузомени. Наиболее бедными и малообеспеченными оказались клирики Умбского и Тетринского приходов. Благосостояние понойских клириков во многом зависело от объемов выловленной ими семги на тоне «Попова лахта». При полном отсутствии пахотных земель местные причты могли пользоваться только сенокосами, способными обеспечить корм для 1-2 коров. Сведения о ружном содержании от прихожан продуктами в клировых ведомостях за 1884 год не выявлены. По всей видимости, от него отказались одновременно с переводом духовенства на казенное жалованье. Насущный жилищный вопрос решался в приходах в зависимости от финансовых возможностей местных прихожан. Священники и причетники не могли выделить средства из семейных бюджетов для возведения домов на собственный счет. В будущих исследованиях для лучшего понимания материального положения местных причтов предполагается привлечь аналогичные сведения за более ранний период вместе с данными по остальным благочиниям Архангельской епархии, чтобы провести их сравнительный анализ. Примечания Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 130-135. Transactions of the Коіа Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 130-135. 1 НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/5. 2 ПСЗ II. СПб., 1873. Т. 44. № 46974. 3 По расписанию 1843 года. семь уездных церквей были разделены на классы в соответствии с числом прихожан: Предтеченская в Кандалакше (относилась к 4-му классу, ей полагалось 404 руб.), Успенская в Варзуге, Никольская в Керети, святителя Василия Великого в Тетрино, Воскресенская в Умбе (6-го класса, по 270 руб.), Петропавловские в Поное и Варзуге (обе последнего, 7-го класса, по 190 руб.) [5: 115]. 4 Несмотря на то, что в 1881 году входившая ранее в состав Ковдского прихода Петропавловская церковь в селе Оланга Кемского уезда получила самостоятельность, в архивном деле есть сведения и об Олангском приходе. 5 Цит. по: N. Логоваракский приход // Архангельские епархиальные ведомости. 1910. № 1. С. 150-151. 6 Так, в Олонецкой епархии полученные от прихожан угодья были наиболее стабильным источником доходов белого духовенства [6: 126]. 7 НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/5. Л. 47. 8 НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/5. Л. 37. 9 НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/5. Л. 47. 10 НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/5. Л. 56. 11 «Крестьянами издавна положено улавливать рыбу семгу в две ночи в реке Ниве на 29 число августа и 8 число сентября, от чего церковь средним числом получает пользы от 10 рублей до 25 рублей в год». См.: НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/2. Л. 1. 12 НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/5. Л. 51. 13 НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/1. Л. 23-23 об. 14 Островский Д. Н. Путеводитель по Северу России. СПб.: Издание Товарищества Архангельско-Мурманского пароходства, 1898. С. 79. 15 Устав Духовных консисторий с дополнениями и разъяснениями Святейшего Синода и Правительствующего Сената / сост. М. Н. Палибин. СПб.: Издание юридического книжного магазина Н. К. Мартынова, 1990. С. 19. 16 «Это достигается добровольным согласием прихожан, иначе ремонт должен быть произведен на церковные средства». См.: Ивановский Я. И. Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству (применительно к Уставу духовных консисторий и своду законов). С историческими примечаниями и приложениями. СПб.: Синодальная типография, 1900. С. 167. © Кожевникова Ю. Н, 2022 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz