Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))

Основные источники доходов причтов Каковы же были источники доходов клириков девяти приходов на Карельском и Терском берегах согласно выявленным архивным документам? Прежде всего, новое штатное расписание 1873 года конкретно определяло размер казенного жалованья для настоятеля-священника и церковного служителя каждого местного прихода. Как видно из представленной таблицы, наибольшие суммы в 1884 году получали причты Никольских церквей в старинных селах Кереть и Ковда — священники Александр Зимин и Михаил Ковтунов, псаломщики Ферапонт Бутаков и Алексий Красовский. Помимо ежегодного жалованья, оба иерея довольствовались от казны дополнительными деньгами «на разъезды» по приходским деревням — 60 руб. Штатные оклады этих клириков были увеличены по особому ходатайству епархиального начальства для Ковдинского прихода в 1882 году, Керетского — в 1883 году. «Содержание причта достаточно», — указывается про них в клировой ведомости. Для прочих священников и причетников предназначались более скромные суммы. При этом следует учитывать, что деньги из казначейств на содержание духовенству выдавались только в конце полугодий, что ставило всех клириков «в кабалу у торговцев, благодетельствующих за большой процент»5. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 130-135. Transactions of the Коіа Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 130-135. Казенное жалованье клириков приходов Кольского Севера в 1884 году* Приход Жалованье, руб. священника причетника Кандалакшский 160 60 Ковдский 400 + 60 200 Керетский 400 + 60 200 Умбский 160 60 Кузоменский 140 60 Варзужский Успенский 140 60 Варзужский Петропавловский 140 60 Тетринский 160 60 Понойский 140 50 *Источник: НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/5. По сравнению со старым штатным расписанием после 1873 года заметно сократилось денежное пособие, выдаваемое священноцерковнослужителям Кандалакшского прихода: в 1845 году из его состава был исключен старинный Никольский храм в Ковде с переданной ему многолюдной деревней Чернорецкая, где издавна стояла деревянная часовня Воскресения Христова. Также уменьшился размер казенных выплат для Варзужского Успенского прихода, так как территория, которую он охватывал, тоже сузилась: в 1861 году получила самостоятельность кузоменская церковь великомученика Димитрия Солунского. Одним из важных источников средств для пропитания белого духовенства в Русской православной церкви обычно были земельные и сенокосные участки, а иногда и рыбные ловли, выделенные сельским «миром» причту при открытии прихода6. На Карельском и Терском берегах, однако, сложилась особенная ситуация, обусловленная природно-географическим положением этой территории: во владении местных клириков полностью отсутствовали пахотные земли. Из девяти перечисленных выше приходов только в селе Варзуга иерей Сильвестр Заринский и причетник Александр Гурьев из Петропавловской церкви пользовались небольшим приусадебным участком 600 кв. саженей7. При этом сенокосами разного качества были обеспечены семеро из девяти причтов: в Кандалакшском (покос «Студеный Лудожный»), Ковдском (200 кв. саженей), Керетском (1 десятина 500 кв. саженей), Кузоменском (три пожни «Фартиха», «Бузун» и «Мякоть», «пользуется сам и снимает сена до 80 пудов»8), Варзужском Петропавловском («три пожни и два поля, могущих прокормить двух коров»9), Тетринском (до 12 десятин), Понойском («Попов ручей», около 1 десятины «на одну корову»10) приходах. Священнику Савватию Гурьеву и псаломщику Николаю Азлову из церкви Воскресения Христова в Умбе от прихожан полагалось ежегодно около четырех возов сена; клирикам Успенского храма в Варзуге, настоятелю Николаю Шкорбатову и дьячку Александру Сидорову — сено «на две коровы». © Кожевникова Ю. Н, 2022 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz