Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))

В 1932 году жизнь и быт Борнеман-Старынкевичей круто изменились. На новом этапе семья, состоявшая из матери с двумя детьми, оказалась в кругу «расширенной семьи» иного качества - - спаянного сообщества ученых, живущих и работающих на Крайнем Севере, в одном доме, территориально отдаленном от остального мира. Время пребывания на Горной станции пришлось на тот возраст Жени, в котором дети учатся в начальной школе. Первой учительницей девочки стала мама, так как школы в горах не было. Основное внимание - - арифметике и русскому языку: «Мы ежедневно писали диктанты и решали задачи в любое время года без выходных и каникул. Кроме того, над моей кроватью висели физические карты полушарий и Европы, и я обязана была знать все моря, океаны и реки, горы и низменности. Да еще мы занимались немецким языком» (с. 96). Сестра и брат вместе со взрослыми участвовали в работах по хозяйству, в заготовке продуктов: «Например, мы с Юрой должны были по очереди вместе с Николавной пилить дрова, которые она потом раскалывала колуном, а затем мы все вместе собирали их в охапки и складывали в поленницу. Обязательным был сбор ягод и грибов, которыми запасались на всю зиму» (с. 93). Общение с химиками, ботаниками и зоологами, которые, в отличие от геологов, не уходили далеко в горы, способствовало формированию увлечений: «Я со всеми по очереди увязывалась в маршруты и собирала коллекции минералов, насекомых и растений» (там же). Жизнь на природе в снежных горах сделала из Жени хорошую лыжницу. На праздничных маскарадах сотрудников и гостей станции она танцевала со всеми в «наскоро изобретенном» мамой костюме. В 1934 году прибыли еще двое детей из семей рабочих Горной станции, и Николавна присматривала за всеми, организовав «что-то вроде детского сада». Летом в отпуск приезжал отец, останавливался на турбазе в нескольких километрах от «Тиетты» и все дни проводил с дочерью. Они совершали «далекие прогулки, во время которых он старался приучать меня к выносливости и вырабатывать твердость в характере. < ...> . Приезды папы были для меня всегда большим праздником» (с. 102-103). В какой-то момент Ирина Дмитриевна решила познакомить дочь со школой: «Закутали в тулуп, усадили в сани и повезли в темноту, в далекий Хибиногорск < ...> . Вошли в плохо освещенный коридор и в такой же класс. Мне было страшно и неуютно — все чужие, никого не знаю, что написано на доске не различишь. Я совсем приуныла. Нет, не хочу я учиться в школе, не понравилась она мне. Да меня и не собирались там оставлять. Так, привезли для общего знакомства» (с. 109). Таким образом, начальное образование Женя получила в домашних условиях, в среде научной интеллигенции, что в дальнейшем сказалось на ее учебе в школе, сформировало способность к самообразованию и профессиональные интересы. По возвращении в Ленинград ей очень сложно было адаптироваться в ближайшей к дому школе к классу «второгодников и переростков», к большому коллективу «довольно шаловливых ребят». Зато, когда ее перевели в «образцовую школу», она сразу стала отличницей. Отец использовал все возможности для общения с дочкой. После переезда в Москву в 1936 году Женя на каждых зимних каникулах ездила к нему в Ленинград, а тот, в свою очередь, приезжая в Москву, много гулял с ней, водил по театрам и приходил в гости вместе с другом, у которого останавливался. За сына этого друга Женя впоследствии и вышла замуж, став Халезовой. Последняя встреча с отцом произошла накануне войны. Женя приехала в Киев в июне 1941 года, окончив девятый класс. Борис Андреевич собирался в экспедицию в Закарпатье. Они гуляли по Киеву и за городом, говорили о прочитанных книгах, о будущем. «Он хотел видеть меня писателем или врачом, говоря, что это самые благородные профессии» (с. 139). Прощание Евгении Борисовне виделось символическим: у отца в глазах стояли слезы, что было необычно, потому что они привыкли к расставаниям. Материнская семья Война и эвакуация кардинально изменили не только образ жизни семьи. Другими стали ее состав и распределение семейных ролей. Как известно, эти процессы происходили почти во всех советских семьях, жизнеобеспечение и само выживание которых легло исключительно на работающих женщин. Семья И. Д. Борнеман-Старынкевич пополнилась двумя малолетними дочками брата, которые к началу войны гостили у них в Москве и в Ленинград уже не вернулись, на руках был больной сын Юрий. В такой ситуации старшей дочери пришлось принять на себя роль «добытчицы». В августе 1941-го она устроилась в ту же организацию, где работала мама, на должность коллектора геологического отряда, который выехал в район города Ишимбая, в 160 км от Уфы. Работа была тяжелая, дисциплина жесткая, отношение начальника оставляло желать лучшего. По окончании полевого сезона, в конце сентября, Женя поступила в Ишимбае Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С 5-19. Transactions of the Kala Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 5-19. © Разумова И. А., 2022 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz