Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))

под наблюдением Кемско-Александровского отделения Архангельского епархиального училищного совета, за 1906 год дается следующая характеристика работы школы: «Твердому усвоению материала препятствовало неединовременное поступление детей в школу, неаккуратное посещение детьми школы вследствие небрежения родителей, также и краткость учебного времени для детей, в домашнем и кочевом быту не говорящих по-русски, отчего забывается ими излагаемое в школе»14. Проверяющий констатирует и существующие проблемы с дисциплиной: «Бороться со своеволием детей — задача трудная: вне школы они все время проводят без надзора и попечения родителей об их поведении. Состоятельность ижемцев дает им возможность не ограничивать себя ни в чем и баловать детей, для которых праздность взрослого населения в учебное время заразительна. Вообще стоит заметить, что труд учащаго в подобных условиях оказывается крайне неблагодарным»15. В целом в отчетах инспекторов начальных училищ конца XIX — начала XX века фиксируются основные трудности в работе школ в северных погостах: недостаточность финансирования, малое количество учащихся, большинство из которых не знают русского языка, несоответствие учебного цикла хозяйственному календарю традиционной промысловой деятельности коренного населения. Кроме инспекторских проверок школ уездными наблюдателями (как правило, священниками), в отдаленные уезды время от времени направляли проверяющих из Архангельска. Так, в 1911 году для проверки работы начальных церковно-приходских школ архангельское епархиальное начальство решило командировать в северные уезды своего чиновника Николая Козмина [10]. После возвращения инспектор, имеющий тягу к литературному творчеству, опубликовал свои наблюдения в виде путевого очерка, который получил название «По школам Лапландии. Дневник наблюдателя»16. Документы по организации обучения в церковно-приходских школах Среди делопроизводственной документации Кольского уездного училищного отделения представлены документы, которые позволяют получить представление об особенностях преподавания в церковно-приходских школах, в том числе расписания уроков, экзаменационные ведомости, контрольные работы учащихся и т. д. Например, согласно расписанию Ловозерской миссионерской школы на 1898/99 уч. год дети учились 6 дней в неделю, по 4 урока ежедневно каждый продолжительностью 1 час. Обучение начиналось в 9-м часу утра с молитвы и заканчивалось в 2 часа дня. Первым уроком всегда был Закон Божий, далее предметы распределялись по отделениям, младшему и старшему. Преподавалось счисление, русский язык, чтение, церковно-славянский язык (рис. 3). Согласно делопроизводственным документам Кольского уездного училищного отделения в школах законодательно закрепленные сроки обучения и учебные программы приходилось подстраивать под местные условия. Курс одноклассной церковно-приходской школы согласно «Правилам...» предусматривал двухлетнее обучение, при этом в северных районах, чаще в школах I благочиния Кольского уезда, прием детей происходил каждый год. Архангельский училищный комитет пытался согласовать учебный график с промыслово-хозяйственной жизнью населения епархии. В фондах сохранились списки библиотечных книг, благодаря которым можно получить представление о том, какие книги выписывались для школьных библиотек, также в этих документах имеются отметки о количестве учеников и взрослых, посещавших библиотеку и бравших книги для чтения. Для внеклассного чтения в библиотеки выписывалась литература религиозно-нравственного содержания, книги по истории церковной, художественная литература. Курс обучения в церковно-приходской школе заканчивался переводными и выпускными экзаменами. Экзаменационные ведомости также представлены в фондах ГАМО и НА РК. Перевод из младшего отделения в старшее осуществлялся на основе среднего балла. Переводные экзамены проводились по Закону Божьему, церковно-славянской грамоте, русскому языку, по счислению и чистописанию. При среднем балле 2 ученик оставлялся в том же отделении. Для перевода из среднего отделения в старшее средний балл должен был быть не ниже 3 Ѵ ил 4. Согласно утвержденным Святейшим Синодом в 1886 году «Правилам для выдачи свидетельств о знании курса начальных училищ воспитанникам церковно-приходских школ, желающих при отбывании воинской повинности воспользоваться льготою» ученики, успешно сдавшие экзамены в присутствии специальной комиссии, получили право на льготу IV разряда по отбыванию воинской повинности, то есть сокращение сроков службы до 4 лет в сухопутных войсках и 6 лет на флоте. Для получения свидетельства ученик должен был сдать экзамены по программе одноклассной церковно-приходской школы специальной комиссии. В фондах сохранились экзаменационные работы учащихся. Анализ содержания экзаменационных заданий по арифметике позволяет сделать вывод о том, что они, как правило, отражали торгово-денежные отношения своего времени, то есть школа давала знания, необходимые сельскому жителю в повседневной жизни (рис. 4). Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 121-129. Transactions of the to la Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 121-129. © Казакова К. С., 2022 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz