Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.1/2022(1))
Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 121-129. Transactions of the to la Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 121-129. ----------------------- . A,_........................................................... .... - ' . J/ ШШІЯЙІ Л i д/іХJ* „^4"C+9-> fJbrr-'* ёр &./V8U. e* •* »7* Vr ■№ /*?* яохлшм* /Ч аш <'Г* н «* ' /i*yt**ru*4**tb„у*иьы*+Ъ ” . VM»«' іЛма»- ( / І< і / ічч * ,t*. \ f** itfH* ' U ^ fyi-** e tc v u (JA4C+**+b.l J ftt ! tn t‘ y - <■'г^м + ч ч ч ы ч с+ н <^гі/Дмм> titM 4t*—jb u 4 , )М ч и \Л ы > * ’**+ъ М 4 ли * ёг Xi С*і4іЛ, *4• * к ( « » У 'Я •*» іШ * х ё * . foinAfn yi (1м«|м*уии ,***<<«* A ***—•* »»« cUm+ynf+илгнм+ѵ *«**'»• ** A- . i/ou* e*nЬ■ £) q \»4ы+ лЛ'/'«ух1(>п//х< л«> *!*•</»* Л * m t( 41 «м< itjkrb*"* -7# Й Г|-«#ш «Й t-rm , //« .# ' ^ __ ?■ Рис. 1. Формулярный список о законоучителей, Рис. 2. Формулярный список о законоучителей, учителе и попечителе по Ловозерской миссионерской учителе и попечителе по Ловозерской миссионерской школе Кольского уезда за 1895 год. НА РК Ф. 419. школе Кольского уезда за 1895 год. НА РК Ф. 419. Оп. 1. Л. 3. Л. 84 Оп. 1. Л. 3. Л. 84 об. Отчеты инспекторов начальных училищ Институт наблюдателей согласно § 21 «Правил о церковноприходских школах» был введен для «ближайшего руководства и наблюдения» за начальными церковными школами в епархиях13. Инспектора народных училищ избирались из лиц духовного или светского ведомства для непосредственного контроля за работой учителей и ходом обучения в церковно-приходских школах. Инспектирование церковно-приходских школ, особенно в отдаленных северных погостах, как правило, осуществляли местные благочинные или в редких случаях служители церковного ведомства, назначенные Архангельским епархиальным училищным советом. Отчеты о таких проверках содержат ценную информацию о различных сторонах учебного процесса в начальных церковно-приходских школах Кольского Севера. Как отмечают исследователи, единой инструкции для уездных наблюдателей так же, как и для епархиальных, разработано не было. Как правило, они в своей деятельности руководствовались инструкциями, разрабатывавшимися в епархиях, причем не всегда в Епархиальных училищных советах [9]. Так как единая форма отчета отсутствовала и документ составлялся в произвольной форме, то отчеты инспекторов отличаются большим разнообразием и представляют несомненный интерес для исследователя. В инспекторских отчетах дается характеристика особенностей учебного процесса, характеризуются успехи учеников по тем или иным предметам. Кроме того, в свободной форме оценивался профессиональный уровень преподавания. В инспекторских отчетах приводятся данные об особенностях финансирования деятельности школ, наличии необходимых учебных принадлежностей. Кроме того, в отчетах содержатся замечания инспекторов об «отношении местного населения к делу образования», то есть о стремлении родителей отдавать детей в школу, а также об их участии в денежном содержании школы. Проверяющий обязательно указывал на необходимость конкретных мер по улучшению деятельности инспектируемой школы. Это могли быть как частные замечания, касающиеся методики преподавания, так и пространные суждения автора о путях повышения уровня грамотности коренного населения и привлечения детей в школы. Например, в отчете проверяющего Ловозерской миссионерской церковноприходской школы, состоявшей © Казакова К. С., 2022 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz