Труды КНЦ (Технические науки) 2/2022(13).

Задачи информационно-аналитической поддержки в области регулирования КВО Среди «основополагающих принципов» при разработке критериев отнесения объекта к той или иной категории КВО автор [13] называет, в частности, объективность и прозрачность. Под объективностью им понимается обоснованность аргументов, на основе которых делаются выводы, а под прозрачностью — минимизация возможных различий в толковании критерия. Автор [12] также отмечает, что «для оценки уровня значимости различных критически важных объектов целесообразно иметь адекватный методический аппарат, однозначно трактуемый в различных министерствах и ведомствах». Решению данной задачи может способствовать использование современных информационных технологий. Так, для согласования понятийного аппарата в рамках рассматриваемой предметной области и выявления «ведомственных» противоречий в толковании понятий применимы формальные онтологии. Например, в работе [16] авторами предложен вариант формирования с использованием онтологий интегрированного пространства знаний мультидисциплинарного научного центра, где также стоит проблема согласования понятийного аппарата исследователей различных научных областей. В работе [17] представлена технология поддержки создания и согласования нормативно-правовых документов на основе онтологического подхода, которая может быть полезна при создании общей методической базы формирования и использования критериев отнесения объектов к категориям КВО. В 2021 г. постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены Правила формирования и утверждения перечня критически важных объектов [18]. В этом документе указывается, что «Перечень формируется и ведется в целях: а) сбора, обработки, анализа и хранения информации о критически важных объектах; б) создания информационной основы для разработки и выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) информационного обеспечения федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Для достижения этих целей, кроме прочего, необходимо наличие единой специализированной информационно-аналитической системы, обеспечивающей эффективную работу с информацией по КВО, включая категоризацию КВО. Объекты, которые являются «кандидатами» на отнесение к КВО, выполняют различные функции по обеспечению управления и функционирования социально-экономическими системами различного уровня и относятся к разным субъектам управления. Это существенно осложняет решение задачи формирования единой согласованной системы критериев, по которой оценивается критичность объектов и делаются выводы, свободные от отраслевой и/или ведомственной предвзятости. На рисунке 3 представлена укрупненная информационная структура, которая может быть положена в основу не только категорирования КВО, но и достижения других целей, заявленных в [18]. Схема разработана в результате обобщения суждений и предложений, высказанных в работах [12-15]. Для проведения категорирования в первую очередь необходимо выявить и зафиксировать общее множество реализуемых объектами «критических функций», нарушение и (или) прекращение выполнения которых может привести к негативным последствиям различного типа [13]. Для каждого подлежащего категорированию объекта определяется подмножество реализуемых им «критических функций», а также идентифицируются компоненты (элементы) объекта, которые обеспечивают реализацию свойственных этому объекту «критических функций». При определении КВО [18] указывается, что нарушение или прекращение функционирования таких объектов приводит к нарушению управляемости определенных территориальных социально­ экономических систем и/или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения. Поэтому в рамках системы категорирования КВО необходимо учитывать «сферы влияния» категорируемого объекта. Реализация определенного риска / угрозы может в пределе приводить к нарушению всех выполняемых объектом критических функций (полное нарушение функционирования объекта). При реализации ряда ЧС может иметь место частичное нарушение функционирования объекта (нарушение только части критических функций). Поэтому для более детального понимания роли КВО и возможных последствий нарушения его функционирования целесообразно явно связать конкретные «критические функции» объекта с определенными сферами влияния. В качестве примера рассмотрим такие «реализуемые функции» объекта топливно-энергетического комплекса, как «производство моторного топлива» и «хранение нефтепродуктов». Для первой функции основной «сферой влияния» будет транспорт Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Технические науки. 2022. Т. 13, № 2. С. 93-102. Transactions of the Kola Science Centre of R a S. Series: Engineering Sciences. 2022. Vol. 13, No. 2. P. 93-102. © Яковлев С. Ю., Шемякин А. С., Олейник А. Г., 2022 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz