Труды КНЦ (Технические науки) 2/2022(13).

Новая нормативно-правовая база Как в старой, так и в новой правовых базах КВО представлены «параллельно» с потенциально опасными объектами (ПОО), основным планирующим документом для которых является паспорт безопасности. В постановлении [7] приводятся правила разработки и форма паспорта безопасности ПОО. Для КВО постановлением [8] утверждены правила, согласно которым должны разрабатываться критерии КВО. Это в том числе подразумевает, что необходимо чёткое разделение КВО и ПОО. В целом упрощённо КВО — более важные и значимые для экономики объекты, нежели ПОО. В постановлении [8] органам власти и ведомствам предписывается разработка правовых актов по критериям, а МЧС России — методическое руководство обоснованием критериев КВО. В [8] даны определения основных понятий: категории значимости КВО; объект; объекты, подлежащие отнесению к КВО. Выделены следующие категории КВО: федерального уровня значимости (когда последствия нарушений на объекте могут привести к потере управления экономикой двух и более субъектов РФ); регионального уровня значимости (последствия могут привести к потере управления экономикой одного субъекта РФ); муниципального уровня значимости (к потере управления экономикой АТЕ РФ). Объекты, относимые к КВО, могут быть любых форм собственности, в результате чрезвычайных ситуаций (ЧС) может возникнуть потеря управления экономикой РФ, субъектов РФ или АТЕ. Указано, что критерии должны включать в себя конкретные показатели и соответствующие им значения, а также что на основе этих критериев КВО относятся к одной из категорий значимости. Рассмотрим некоторые критерии, разработанные в соответствии с [8]. В [9] категории значимости КВО дополнены количественными показателями. КВО федерального уровня значимости — объекты, на которых в результате ЧС социальный ущерб составляет свыше 500 человек либо экологический и материальный ущерб составляет свыше 1,2 миллиардов рублей. К КВО регионального уровня значимости относят объекты, для которых зона ЧС находится в пределах территории одного субъекта РФ, при этом социальный ущерб находится в диапазоне от 50 до 500 человек, либо материальный ущерб — в диапазоне от 12 миллионов рублей до 1,2 миллиардов рублей. КВО муниципального уровня — это объекты, для которых зона ЧС находится в пределах одного муниципального образования, при этом социальный ущерб составляет не более 50 человек либо материальный ущерб — не более 12 миллионов рублей. Отметим, что в постановлении [10] чрезвычайные ситуации федерального, регионального и муниципального характера имеют количественные показатели, указанные в [9] для КВО соответствующего уровня значимости. В [10] также приведены ЧС межрегионального, межмуниципального и локального характера, не имеющие аналогов в категориях значимости КВО. Таким образом, в [9] постановление [8] дополнено показателями социального, экологического и материального ущерба. В [11] уровни значимости определяются несколько по-иному. Наряду с числом затронутых территорий (число субъектов РФ, АТЕ) для всех уровней значимости выставляется также требование продолжительности нарушения или прекращения функционирования объекта в результате ЧС — более чем на 24 часа. Таким образом, здесь появляется ещё и временной показатель. Разработка планов КВО, субъектов РФ и муниципальных образований в дальнейшем не предполагается. В настоящее время в МЧС России готовится проект документа о порядке разработки и форме нового планирующего документа — предположительно паспорта безопасности КВО. Сравнительный анализ внесённых изменений Обратимся к вопросам идентификации и классификации КВО. Качественное определение КВО осталось прежним. Классификация КВО на «верхнем» уровне по-прежнему основана на возможном масштабе территории, для которой потеряно управление: выделяется потеря управления экономикой РФ, субъектов РФ или АТЕ субъекта РФ. Уровни значимости КВО претерпели изменения и дополнились количественными показателями социального, экологического и материального ущерба. Сложившаяся на текущий момент схема идентификации и классификации опасных объектов приведена на рис. 2. Под опасными объектами здесь подразумеваются как КВО, так и ПОО. Во всех упомянутых нормах отсутствуют показатели риска, а именно ожидаемая вероятность (частота) той или иной ЧС. Отметим, что этот критерий нашёл отражение в нормах, посвящённых безопасности ПОО, где наряду с показателями ущерба подлежат оценке и показатели риска. В частности, выделяются наиболее опасный (максимальный ущерб) и наиболее вероятный сценарий ЧС. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Технические науки. 2022. Т. 13, № 2. С. 93-102. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Engineering Sciences. 2022. Vol. 13, No. 2. P. 93-102. © Яковлев С. Ю., Шемякин А. С., Олейник А. Г., 2022 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz