Труды КНЦ (Технические науки) 2/2022(13).
но редко, и в основном ее приурочивают к тем или иным выборным мероприятиям. Автоматизированный анализ больших открытых данных социальных сетей позволяет сделать этот процесс практически непрерывным, что, несомненно, должно повысить качество управления региональным развитием. Другим примером является заинтересованность бизнеса и представителей властей разного уровня не только в мониторинге обобщенной картины состояния региональных сообществ, но и в возможности оперативной реакции на возникающие в социальных сетях события. В этом случае активное использование коммуникационных возможностей социальных сетей позволяет значительно уменьшить время реакции ответственных лиц на публикации и обсуждения острых вопросов, имеющих широкий общественный резонанс. Известно, что среди пользователей социальных сетей зачастую имеется очень большой процент так называемых технических аккаунтов (ботов, дублирующих аккаунтов и т. п.). Как и в любой другой интернет-дискуссии, в социальных сетях важно иметь представление о собеседниках. Даже простые открытые данные об аккаунтах комментаторов могут дать представление о том, кто из них и с какой степенью вероятности является реальным человеком, а кто — нет. Получение оперативной статистики об активности комментаторов в сообществах и об открытых данных их пользовательских профилей позволяет сделать интернет- дискуссии более продуктивными, а включающее в себя это средство коммуникации региональное управление — более качественным. Два предыдущих примера демонстрируют потребности представителей властей и бизнеса в использовании пассивных и активных (в том числе интерактивных) средств мониторинга общественного мнения социума региона, за разностороннее развитие которого эти власти несут ответственность. С другой стороны, и представители общественности — отдельные граждане или общественные организации — заинтересованы в доступных и прозрачных средствах отображения деятельности властей и бизнеса. Традиционно обратная связь от властей к социуму реализуется посредством проведения отчетных мероприятий и публикацией в СМИ соответствующих документов. Возможности социальных сетей и дополнительные информационно-аналитические средства анализа их данных позволяют вести мониторинг публичной деятельности ответственных лиц, администраций и организаций. Учитывая то, что социальные сети в большинстве случаев являются неформальным средством коммуникации, использование процедуры обогащения их данных данными официальных источников (например, официальных сайтов, статистических отчетов и т. п.) позволяет сделать такой мониторинг более объемным и качественным. Таким образом, полученные из открытых источников данные о заявленных планах властей и бизнеса можно через некоторое время сравнить с отчетными данными и сделать выводы об эффективности проводимого управления региональным развитием. Обзор современных систем анализа социальных медиа Уже сегодня инструментальные средства, построенные на базе современных информационных технологий, позволяют обрабатывать большие данные, генерируемые пользователями социальных медиа. Интернет-ресурс G2-Business Software Reviews [11] содержит перечень, включающий 221 систему мониторинга социальных медиа. Существующие решения нацелены на коммерческое использование (что, впрочем, следует из названия самого ресурса) представителями бизнеса преимущественно в маркетинге, иногда встречаются упоминания о применении в таких областях как: связи с общественностью (PR, пиар), автомобилестроение, недвижимость, информационные технологии и сервисы, Интернет, высшее образование, безопасность, здоровье. Редко (около 10 процентов случаев) в описании систем мониторинга также встречаются указания о возможности использования в управлении некоммерческими организациями. В качестве наиболее популярных систем, по версии G2-Business Software Reviews, называются: Hootsuite, Zoho Social, Sprout Social, Meltwater, Semrush, Agorapulse, Brandwatch Consumer Intelligence, Reputation, Falcon.io (теперь Brandwatch Social Media Management), Sendible, Brand24, eclincher, YouScan, Sprinklr Social Engagement and Sales, Lucidya — Social Media Analytics, Dataminr. Отечественные разработки также представлены преимущественно системами для коммерческого использования. Компания Brand Analytics предлагает линейку продуктов мониторинга социальных медиа. Одноименная система Brand Analytics собирает данные социальных сетей, видеохостингов, Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Технические науки. 2022. Т. 13, № 2. С. 5-22. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Engineering Sciences. 2022. Vol. 13, No. 2. P. 5-22. © Федоров А. М., Датьев И. О., Шишаев М. Г., Федотов С. С., Вишняков И. Г., 2022 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz