Труды КНЦ (Технические науки) 2/2022(13).

Основными элементами кадровой подсистемы являются такие критические инфраструктуры, как система формирования спроса на трудовые ресурсы (СФС) и система формирования предложений для регионального рынка труда (СФП). В рамках предлагаемого подхода данные системы будут элементами первого уровня декомпозиции КИ на элементы (на рис. 1 ось Y — «Элементы критических инфраструктур»). Необходимо принимать во внимание, что полученные элементы КИ также можно детализировать, в результате чего появятся новые элементы — второй уровень декомпозиции. Количество уровней декомпозиции КИ определяется экспертно в зависимости от решаемой прикладной задачи. Для получения оценки жизнеспособности кадровой подсистемы необходимо провести расчеты по всем индикаторам всех типов жизнеспособности всех уровней декомпозиции КИ. Одним из возможных вариантов оценки жизнеспособности является использование ее интегрального показателя, расчет которого можно проводить по-разному: 1) приведение многомерной структуры к одному значению с помощью вычисления взвешенных сумм (достоинством метода является относительная простота и понятность организации вычислительной процедуры при наличии адекватных значений весовых коэффициентов); 2) получение интегрального индикатора за счет организации нечеткого вывода (достоинством данного метода является возможность использовать в оценке качественные показатели наряду с количественными). Оба подхода к вычислению интегрального показателя жизнеспособности связаны с необходимостью использования экспертных знаний. В первом случае экспертные знания применяются для определения важности индикаторов через весовые коэффициенты, а во втором — для фаззификации нечетких переменных и определения правил нечеткого вывода. Пример формирования системы индикаторов Для проведения оценки жизнеспособности элемента КИ, входящей в региональную социально­ экономическую систему, необходимо иметь данные о системе индикаторов (с указанием конкретных значений) по каждому типу жизнеспособности. В качестве примера расчета элементарной ячейки многомерного куба данных рассмотрим задачу оценки элемента КИ — региональной системы высшего образования. С точки зрения иерархии элементов КИ рассматриваемая система высшего образования (ВО) является системой 3-го уровня декомпозиции системы кадрового обеспечения [7]: ^ региональная система кадрового обеспечения ^ система подготовки кадров ^ система высшего образования ^ учреждение (организация) высшего образования. В качестве элемента системы ВО рассматривается конкретное высшее учебное заведение (например, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение ВО «Мурманский государственный технический университет»). Для формирования групп индикаторов по типам жизнеспособности учреждений ВО рационально использовать уже существующие подходы и системы оценки качества образовательных организаций. В частности, в работе использовались информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций ВО [9]. Прежде чем обсуждать перечень конкретных индикаторов того или иного типа жизнеспособности РСЭС, предлагается определиться с семантическим наполнением каждого вида жизнеспособности. Ниже приводится взгляд авторов исследования на содержание отдельных категорий жизнеспособности с позиции решения вопросов кадрового обеспечения региона. Отметим, что это мнение носит субъективный характер и может расходиться с экспертными мнениями других исследователей. В работе под общественной жизнеспособностью понимается тип жизнеспособности РСЭС, который связан с вопросами социального взаимодействия РСЭС с различными сообществами (отдельными категориями регионального населения, органами муниципальной и региональной государственной власти, представителями бизнес-структур и промышленности и др.) и с их влиянием на состояние РСЭС. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Технические науки. 2022. Т. 13, № 2. С. 78-92. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Engineering Sciences. 2022. Vol. 13, No. 2. P. 78-92. © Халиуллина Д. Н., Быстров В. В., 2022 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz