Труды КНЦ (Технические науки) 2/2022(13).

Когнитивная и ментальная модели пользователя Во многих работах, посвященных разработке эффективных человеко-компьютерных интерфейсов, упоминаются такие понятия, как ментальная модель пользователя или когнитивная модель пользователя. Основное назначение этих моделей заключается в том, чтобы адаптировать работу информационной системы под конкретного пользователя. Адаптация происходит за счет того, что с помощью применения модели становится возможным учесть индивидуальные характеристики пользователя, связанные с особенностями восприятия и обработки информации. Сопоставив различные определения понятий «ментальный» и «когнитивный», можно сказать, что они находятся в одном семантическом поле и связаны с умственной, мыслительной деятельностью человека, направленной на познание окружающего мира и получение новых знаний. При этом, несмотря на то что понятия «ментальная модель» и «когнитивная модель» используются в научных исследованиях, связанных с человеко-компьютерным взаимодействием уже довольно давно, они до сих пор не имеют универсального, четкого и однозначного определения. Более того, при анализе определений разных авторов, даже работающих в одной предметной области, можно заметить смешение понятий ментального и когнитивного. В связи с этим имеет смысл более подробно разобраться с основными определениями указанных понятий, прежде чем приступить к следующему этапу работ. Можно отметить тот факт, что в работах различных авторов используются довольно близкие определения понятий ментальной и когнитивной моделей. Иногда одно из них определяется через другое, что вносит еще большую путаницу в понимание. Также некоторые авторы предпочитают давать свои собственные, ситуативные определения, удобные в рамках их текущей работы, не согласуя свои определения с аналогичными работами. Часто выбор в пользу употребления того или иного термина обуславливается традицией или научной школой, к которой принадлежит автор, или конкретной областью исследования, в которой уже закрепилась одно из определений понятия, пусть даже и недостаточно полное и корректное. В результате мы имеем ситуацию, когда авторы используют разные термины, но имеют в виду одно и то же понятие или, наоборот, используют одинаковый термин для различных понятий. В данной работе мы не ставим себе цели дать полное, универсальное, четкое и всеобъемлющее определение понятий «ментальный» и «когнитивный». С этой задачей гораздо лучше справятся специалисты в области философии, гносеологии, семиотики, психологии и различных когнитивных наук. Мы делаем попытку дать утилитарные, рабочие определения понятиям «ментальная модель пользователя» и «когнитивная модель пользователя» в контексте разработки адаптивных человеко­ компьютерных интерфейсов для работы с пространственно-временными данными. Так как наши исследования направлены прежде всего на разработку технологий формирования адаптивных геоинтерфейсов информационных систем, предназначенных для повышения эффективности работы пользователя с пространственно-временными данными, при определении рабочих понятий мы должны учитывать имеющийся опыт как в области информатики, так и в области географических и когнитивных наук. Ментальные и когнитивные свойства присущи прежде всего живым организмам, но часть из них может быть перенесена и на искусственные системы, например, при создании когнитивных интерфейсов пользователя [25, 26]. Для успешного решения этой задачи необходимо иметь представление об основах взаимодействия человека с геоданными. Такое взаимодействие включает в себя множество различных аспектов, среди которых можно выделить восприятие пространственных данных пользователем, представления пользователя о пространстве в целом и об исследуемом фрагменте пространства, способы понимания и выражения пространственно-временных отношений между объектами и другие. В этом смысле интерес могут представлять некоторые элементы теории пространственного познания (spatial cognition theory). Под пространственным познанием (spatial cognition) понимается отрасль когнитивной психологии, которая изучает вопросы того, каким образом люди приобретают, хранят, обрабатывают и используют знания об окружающем их пространстве для решения таких базовых задач, как определение своего местонахождения, навигация в пространстве с целью получения необходимых ресурсов, поиск дороги к пункту назначения и т. п. [27]. В рамках данного направления разрабатывается система теоретических представлений о том, как люди воспринимают, обрабатывают, интерпретируют, используют пространственно-временную информацию и взаимодействуют с окружающим миром на её основе. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Технические науки. 2022. Т. 13, № 2. С. 66-77. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Engineering Sciences. 2022. Vol. 13, No. 2. P. 66-77. © Вицентий А. В., 2022 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz