Труды КНЦ (Технические науки) 2/2022(13).
Модели пользователя в адаптивных человеко-компьютерных интерфейсах Одной из наиболее сложных проблем в создании адаптивных интерфейсов пользователей является проблема описания пользователя. Компьютерная система, реализующая адаптивный интерфейс, должна поддерживать различные уровни реализации интерфейса в зависимости от конкретных особенностей пользователя. Список таких особенностей существенно различается в зависимости от контекста использования системы и может включать в себя сведения об индивидуальных особенностях пользователя (поле, возрасте, биологических факторах, психологических и когнитивных особенностях и др.), социальных особенностях (образовании, наличии семьи, занимаемой должности и др.), профессиональных особенностях (уровне образования, опыте работы с подобными компьютерными системами и др.), культурных особенностях (национальных, особенностях социальной группы и др.) и многих других. Кроме того, необходимо также учитывать и контекст решения пользователем задач. В этом смысле актуализируются такие понятия, как: мотивация, цель, условия выполнения задачи, осведомленность пользователя, когнитивная нагрузка и др. [18]. Также стоит отметить, что получение и интерпретация информации о пользователях, в том числе и от самих пользователей, с целью определения и последующего прогнозирования вида и объема их потребностей также является сложной научной задачей, не имеющей стандартного решения на сегодняшний день. В некоторой степени эти задачи можно решить с помощью подходов проектирования интерфейсов, ориентированных на пользователя. Под проектированием, ориентированным на пользователя (user-centered design) или user-driven development), понимается такой процесс проектирования, в котором большое внимание уделяется потребностям пользователя, его характеристикам, задачам, которые он будет решать посредством использования компьютерной системы, а также его опыту (User eXperience, UX), полученному при работе с подобными системами ранее [19]. В связи с этим одним из важнейших элементов проектирования, ориентированного на пользователя, является понятие персоны или персонажа, представляющего собой обобщенную модель (архетип) пользователя или группы пользователей. Такие персонажи могут включать в себя самые разные характеристики пользователей — от половозрастных до описания профессиональных навыков, привычек, моделей поведения и т. д. Персонажи обычно создаются для того, чтобы дать проектировщику общее представление о группе пользователей компьютерной системы, и требуют уточнения на этапе практической разработки интерфейсов. Таким образом, для реализации эффективных адаптивных интерфейсов важнейшим элементом является адекватная и достаточно подробная модель пользователя, отражающая его основные характеристики, имеющие значение для человеко-компьютерного взаимодействия в процессе решения пользователем задач с помощью средств компьютерной системы. Основы методологической базы в области моделирования пользователей были заложены довольно давно [20, 21]. В настоящее время для создания адекватных и полезных с практической точки зрения моделей существует ряд известных подходов в области пользовательского моделирования [22]. Все модели пользователя человеко-компьютерных систем можно условно разделить на четыре основных типа. Статические модели пользователей. В основе этих моделей лежат статичные наборы данных о пользователях. Такие данные собираются один раз, например при регистрации пользователя в системе, и не изменяются на всем протяжении работы пользователя. Достоинством таких моделей является относительная простота и скорость их создания. Недостатком является невозможность учесть в модели изменения в поведении пользователей с течением времени. Это самый простой тип моделей, имеющий ограниченное применение и малую эффективность в сложных компьютерных системах. Динамические модели пользователей. Эти модели поддерживают механизмы накопления информации о пользователе в процессе взаимодействия с системой и инструменты обновления используемой модели пользователя. Достоинством таких моделей является возможность поддержания модели пользователя в актуальном состоянии. Таким образом, модель может учитывать изменения, касающиеся опыта пользователя при работе с системой, его уровня квалификации, интересов, целей, потребностей и других значимых характеристик. Недостатками являются большая сложность по сравнению со статическими моделями и необходимость реализации сложных механизмов обновления информации о пользователе. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Технические науки. 2022. Т. 13, № 2. С. 66-77. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Engineering Sciences. 2022. Vol. 13, No. 2. P. 66-77. © Вицентий А. В., 2022 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz