Труды КНЦ (Технические науки) 2/2022(13).

определение критически важного объекта (КВО) [36] указывает, что нарушение его функционирования влечет негативные последствия для территориальной системы определенного «территориального» уровня (от страны в целом до административно-территориальной единицы). При этом как само понятие КВО, так и критерии их «идентификации» и классификации в настоящее время юридически не зафиксированы. Вместе с тем очевидно, что как уровни, виды и функции КВО, так и последствия нарушения их функционирования весьма разнообразны. Следует отметить, что практически все ППК, локализованные на территории АЗРФ, по своим характеристикам могут быть отнесены к КВО. Так, нарушение / прекращение их функционирования не только влечет негативные социально-экономические последствия для непосредственно связанного с ними населения, но и вызывает негативную «цепную реакцию» в социально-экономической системе региона или даже страны в целом. В силу территориального масштаба ППК вызванные различными причинами аварийные ситуации на их «промышленной» составляющей могут нанести серьезный урон природной компоненте, устранение которого осложняется специфическими природно­ климатическими условиями АЗРФ. Реализуемые на практике процедуры управления региональными критическими объектами и инфраструктурами требуют повышения уровня согласованности и эффективности в процессах принятия решений. Для решения этой задачи проводятся исследования по развитию существующих и созданию новых моделей и методов, информационных технологий и программных средств в контексте современной теории безопасности сложных систем. Задача интеграции разных подходов и методов для организации информационно-аналитической поддержки управления жизнеспособностью региональных критических инфраструктур обладает самостоятельной научной значимостью для развития теории безопасности сложных динамических систем. Разнородный характер критических объектов и инфраструктур, реализуемых ими «критических» функций, а также угроз их функционированию и возможных последствий реализации этих угроз предопределяет необходимость для управления эффективным функционированием таких объектов, включая обеспечение их жизнеспособности, использовать междисциплинарный подход. Формальным «каркасом» его применения являются разработанный аппарат формирования комплексных концептуальных пространств, реализуемые в его рамках процедуры ситуационного анализа и прогнозирования, а также согласования деятельности ЛПР с учетом их СО. Особенную важность такие исследования приобретают при обосновании безопасности включения новых ППС в сложившуюся структуру разнородных объектов. Для предотвращения или по крайней мере для снижения ущербов от наиболее опасных зависимых (комплексных, цепочечных) отказов представляется необходимым в ходе технико-экономического обоснования новых разработок уделить существенное внимание поиску с помощью предложенной информационной технологии так называемых «узких мест» в структуре ППС, которые могут вызвать подобные отказы. При этом на ситуационной модели требуется выполнять превентивную аналитику режимов работы ППС в двух направлениях: возможности негативных воздействий новых объектов на уже существующие и обратно — выявления нежелательных последствий работы существующих объектов на новую систему. По-видимому, единственная возможность такой аналитики — это детализированное исследование ситуационной модели регионального масштаба, построенной с помощью специализированных цифровых двойников ППС, которые в теории ситуационного моделирования являются исполнителями объектов и процессов, имитирующих работу ППС как в штатных, так и в нештатных режимах. В плане апробации разработанных методов и технологий рассмотрены тестовые задачи формирования концептуальных пространств и координации на основе изменения СО ЛПР стратегий управления гидротехническими сооружениями (хвостохранилищами предприятий горной промышленности) как в условиях нормального функционирования, так и в случаях возникновения критических ситуаций. Выбор объектов обусловлен тем, что системное описание возможных ситуаций на объектах данной категории требует явного учета не только технологических, но и экологических и метеорологических факторов [37]. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Технические науки. 2022. Т. 13, № 2. С. 46-58. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Engineering Sciences. 2022. Vol. 13, No. 2. P. 46-58. © Олейник А. Г., Маслобоев А. В., Фридман А. Я., 2022 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz