Труды КНЦ (Технические науки) 2/2022(13).

сервисов карт, публичных каналов, мессенджеров, отзовиков, форумов, блогов, маркетплейсов, онлайн-СМИ, газет, журналов и федеральных телеканалов. Кроме стандартных текстов сообщений, система анализирует тексты на изображениях и расшифровках видео, чекины (сообщения, отправляемые пользователем социальной сети о своём географическом местонахождении), сторис (история с фото или видео длительностью до 15 секунд). Разработчики заявляют о применении машинно-обучаемых алгоритмов для категоризации сообщений, выявления трендов медиаполя, агрессии, распознавания текстов на изображениях, а также автоматического определения тональности упоминаний (сентимент-анализ) [12, 13] с заявленной точностью 85-90 %. В других системах от компании Brand Analytics прослеживается специализация для более узкого круга пользователей и задач с соответствующей вариативностью функциональных возможностей: BA Express (мониторинг социальных медиа для небольших компаний), Brand Visor (медиадашборд для топ-менеджмента), Event Wall (соцмедиадашборд для мероприятий), мониторинг СМИ (мониторинг СМИ с применением ИИ для анализа и оповещения), Actionable Analytics (маркетинговые исследования для выявления инсайтов и трендов). Компания «Ашманов и партнеры» разработала систему «КРИБРУМ», функциональные возможности и описание которой практически идентичны системе Brand Analytics. «Крибрум находит в социальных медиа упоминания брендов и помогает бизнесу проводить маркетинговые исследования, выявлять информационные атаки и утечки конфиденциальных данных, а также оперативно откликаться на негативные отзывы о продуктах и клиентском сервисе» [14]. Компания «МЕДИАЛОГИЯ» предлагает линейку продуктов PR, SMM, «Инцидент», «Медиа» [15]. Система PR позиционируется как инструмент оперативного мониторинга и анализа СМИ: позволяет получать периодические отчеты, оценивать тональность упоминаний, также разработчики заявляют возможность анализа эффективности инфоповодов и площадок. Система «Медиа» специфицирована для анализа цитируемости и оценки индекса цитируемости СМИ, а также анализа цитируемости каждого сообщения. Система SMM разработана для анализа соцсетей и позволяет оценить мнения потребителей, изучить портрет целевой аудитории, а также измерить эффективность SMM. Система «Инцидент» позиционируется как система управления коммуникациями в соцсетях. Разработчики компании «МЕДИАЛОГИЯ» заявляют оценку тональности своим приоритетным направлением в развитии технологий текстового анализа, а также отмечают использование технологий глубокого обучения — нейронных сетей. Наряду с вышеупомянутыми, ещё одним масштабным проектом отечественных разработчиков является линейка продуктов анализа социальных медиа от компании «M13» [16]: «Катюша», «Арена», «Арсенал», «Арсенал.Соцмедиа», «Страйк». Система «Катюша» позволяет группировать данные по времени, информационным поводам, тематикам, событиям, персонам и типам СМИ, а также определять тональность, количество публикаций и охват аудитории. Разработчики заявляют, что сообщения появляются в системе уже через 1-10 минут после их публикации на сайте источника. Предусмотрены различные виды оповещений — sms, email, push-уведомления. Система «Арена» ориентирована на потребности и запросы руководителей и позволяет в режиме реального времени отображать только самые важные новости. Системы «Арсенал» и «Арсенал.Соцмедиа» обладают схожими функциональными возможностями, позволяют проводить анализ по заданным тематикам с помощью контекстных запросов, учитывающих в том числе и дополнительные параметры публикаций (время, охват и др.). Результаты мониторинга в виде отчетов экспортируются в удобные для пользователя форматы (в том числе .xlsx и .docx). Система «Страйк», по сути, представляет собой телеграм-бот для мониторинга социальных сетей «Твиттер» и «Телеграм». Основная особенность — отслеживание упоминания бренда в единой ленте без необходимости подписываться на множество каналов и авторов. Уже через 2-3 минуты после опубликования в ленте отображается часть сообщения, содержащая упоминание с указанием автора, социальной сети и времени публикации. Система Scan Interfax [17] создана для анализа деловой репутации компаний и оценки рисков на основе СМИ и социальных медиа. Спектр решаемых задач соответствует традиционному пиар: «мониторинг упоминаний в СМИ, отзывов в соцсетях, налаживание диалога с изданиями, обнаружение и минимизация репутационных рисков, управление репутацией, нейтрализация негатива, быстрая аналитика, экспресс-оценка инфоповодов». Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Технические науки. 2022. Т. 13, № 2. С. 5-22. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Engineering Sciences. 2022. Vol. 13, No. 2. P. 5-22. © Федоров А. М., Датьев И. О., Шишаев М. Г., Федотов С. С., Вишняков И. Г., 2022 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz