Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

Keywords: Sami people, Kola Peninsula, Murmansk region, Yokostrov pogost, Lake Imandra, traditional crafts, settlement, toponyms Acknowledgments: the article was supported by the federal budget to carry out the state task of the Federal Research Centre “Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences” No. FMEZ-2022-0028. For citation: Bodrova O. A. Traditional and new crafts of the Yokostrov Sami during the transition to settlement in the 19th and early 20th centuries // Transactions of the Kda Science Centre of RAS. Humanitarian Studies. Series 22. 2022. Vol. 13, no. 2. P. 7-20. doi:10.37614/2307-5252.2022.2.13.22.001 Целью настоящего исследования является изучение основных особенностей традиционных промыслов саамов Экостровского погоста на переломе двух эпох: в конце XIX — начале XX вв., когда хронологически совпали такие процессы, как переезд погоста на другое место, появление новых промыслов, обусловленное изменением социоэкономических реалий и развитием транспортной системы, а также переход к оседлости саамского населения к 1930-м гг. Экостровские саамы, наряду с саамами других погостов, располагавшихся у озера Имандры вдоль Кольского почтового тракта (Бабинского и Масельгского), не только в географическом, но и в культурно-хозяйственном аспекте имели много схожих черт, что, на наш взгляд, позволяет их отнести к отдельной, «имандрской», локальной группе. Довольно низкий уровень изученности этой группы, по сравнению с другими локальными группами кольских саамов, обусловливает актуальность темы, особенно в свете развития различных направлений регионального туризма в таких рекреационных районах, богатых природными ресурсами, как города Апатиты и Кировск с близлежащими территориями. В связи с отсутствием специальных научных исторических и этнографических работ по этой теме источниковой базой исследования являются архивные документы, данные статистики и местной топонимии, отчасти карт различного назначения, этнографические и путевые очерки российских и зарубежных авторов. Традиционный хозяйственно-культурный тип всех локальных групп кольских саамов, в том числе Экостровского погоста, характеризовался сочетанием охоты, рыболовства, оленеводства с преобладанием того или иного промысла. Основой хозяйственного комплекса экостровских саамов на протяжении многих веков являлась охота на пушного зверя, лесную птицу, а также озерная и речная рыбная ловля, на что указывает один из первых источников, упоминающих Экостровский погост, — писцовые книги Алая Михалкова1. Экостровское общество, к которому относился Экостровский погост, считалось самым бедным среди всех саамских обществ, судя по статистическим данным XIX в. о податях2, которые выплачивались не отдельно по погостам, а обществами в целом. Доходы от рыбного промысла у Экостровского погоста были ниже среднего, составляли 572,40 руб.3, по всей Экостровской волости — 3940,97 руб.4. Напротив, Экостровская волость показывала самые высокие доходы от охотничьего промысла: Экостровскому погосту охота на пушного зверя приносила 750 руб., на птицу — 240 руб.5. Выгоду охотничьего промысла саамского населения, распространенного в окрестностях Имандры, отметил еще А. Ф. Миддендорф, указавший примерные цены в 1840 г. на шкуры пушного зверя: бобра — до 100 руб., куницы — 7-9 руб., 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz