Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

Однако результаты начавшегося в годы Гражданской войны воспитания «нового человека» на основе уравнительных идей не сводятся к появлению безоговорочно принимающего идейный диктат конформиста. Армия сыграла в обществе реальную просветительную и воспитательную роль, повлияв на его складывавшуюся культуру и в положительном смысле. Материалы политико­ просветительных органов, действовавших в красноармейских частях в Карелии и на кораблях Онежской военной флотилии, свидетельствуют о том, что армия и флот стали гигантской школой ликвидации безграмотности (ликбеза). Тысячи рядовых проходили в красноармейских частях школу грамотности, 19 политграмоты, санитарной грамотности и просвещения19. В информационной сводке Карельского областного отдела ГПУ в обком партии о политическом и экономическом положении республики за октябрь 1923 г. отмечалось хорошее настроение красноармейских частей: «Отношение к существующему строю и Советской власти дружелюбно, а к проводимой политработе красноармейцы относятся сочувственно». Среди частей, располагавшихся в Петрозаводске, эта работа велась регулярно, чего нельзя было сказать о пограничных отрядах «ввиду разбросанности по границе». Повышение политического образования пограничников сдерживалось, в частности, таким прозаическим обстоятельством, как отсутствие на заставах света в буквальном смысле слова: «Наступление темных осенних ночей ещё более затрудняет не только ведение политработы, но и несение пограничной службы. На всех кордонах нет освещения, и красноармейцам керосин приходится покупать на свои деньги (где есть таковой), а если нет, то приходится 20 пользоваться освещением лучины»20. О бытовых трудностях такого рода говорили участники проходившего в январе 1925 г. 3-го делегатского партийного собрания Ухтинского погранотряда: «Больным местом в работе является отсутствие освещения, жгут пайковое масло». На 5-м делегатском партсобрании отряда, состоявшемся год спустя, сообщалось, что «с канцелярскими принадлежностями тянем еле-еле до самой зимы..., нормы, отпускаемые на освещение, недостаточны», хотя «лампы дали, керосин есть»21. В качестве «тормоза» при проведении внешкольной работы в погранчастях упоминалось недостаточное оборудование «Ленинских уголков» (отсутствие классных досок), несмотря на то что «богатая ленинская литература есть на каждой заставе, и по изучению истории дооктябрьского периода в кружках»22. Послевоенная разруха в стране сказывалась на комплектовании частей и их оснащении: не хватало оборудованных помещений, оборудования, вооружения и снаряжения. Прослушав доклады с мест о состоянии Ухтинского погранотряда, делегаты 3-го отрядного партсобрания пришли к заключению, что «материальное положение на заставах скверное... Нет бачков или [есть] один, варить не в чем, также и воду носить», «нет пилы, топоров, даже ложки, приходится за крупу пользоваться пилой от крестьян», «на заставах нет весов, прием и выдача продовольствия происходит на глаз, на совесть, так что используется вместо весов крестьянский безмен», из-за чего могли возникать недостачи23. Отношения красноармейцев с местными жителями, многие из которых как карельские беженцы вернулись из Финляндии по амнистии советского правительства 1923 г., осложнялись недоразумениями имущественного характера: «С инвентарем не все благополучно, возвратившиеся хозяева 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz