Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

мотивировало российской отсталостью, отсутствием сети общественных организаций, особенно в деревне, и большими задачами советского строительства, которые стояли перед обществом. На армейские и флотские политико-просветительные органы была возложена задача «перевоспитания» вчерашних крестьян, из которых в подавляющем большинстве состояла новая Красная армия. Военные реформы М. В. Фрунзе, которые были призваны после кратковременной демилитаризации общества в период НЭПа восстановить утраченный высокий статус Красной армии и ее боеспособность в целом [14], положили начало военизации гражданского населения страны. Предпосылки для этого были созданы работой широко развернутой в годы Гражданской войны системы всевобуча — всеобщего обучения населения основам военного дела17 (рис. 4). Рис. 4. Красноармейские отряды и горожане у праздничной арки, украшавшей Петрозаводск в первую годовщину Октября (1918 г.) [15 : 49] В середине 1920-х гг. не только срочная служба в армии, но и школьная система стала рассматриваться лидерами партии и государства как важное средство внедрения военных и патриотических ценностей в среду молодежи [16]. «Школа готовит гражданина Советской республики, находящейся в капиталистическом окружении, — писал один из идеологов нового вида военизации общества. — Советская школа преследует не отвлеченные педагогические цели и еще не может ставить своей задачей подготовку “гармонически развитой личности”, это дело будущего. Школа ставит своей задачей не только подготовку строителя нового общества, но, прежде всего, борца за него... Наши школы мы превратим не только в очаги строителей советского государства, но в очаги борцов за освобождение трудящихся всего мира, способных встать в наши стальные ряды для победоносной вооруженной борьбы с мировым капиталом, и в деле грядущих побед Красной армии над мировой буржуазией народный учитель внесет свою посильную лепту»18. 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz