Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

оказавшись в меньшинстве по сравнению с организованным коллективом китайских рабочих, вынуждены временно забыть о статусе надзирателя. В коллективном противостоянии и в ситуации необходимости поддерживать порядок стражники, по существу, меняются ролями с китайцами, играя роль потерпевших. Возможно, взаимодействие стражников и китайцев было построено на конкурентном принципе ситуативного удержания власти. Конфликт в таком случае может рассматриваться как элемент развития и становления структуры социальной системы. Взаимодействия китайцев и стражников на строительстве Мурманской железной дороги предстают в достаточно жестоком противостоянии, включавшем использование оружия, нарушения телесной неприкосновенности человека. Обе противоборствующие группы для разрешения конфликта предпочитали использовать традиционные модели поведения, такие как месть за причиненный вред и оскорбления, непременное возвращение захваченного имущества и т. д. Заключение Казалось бы, формы взаимодействия стражников с представителями «охраняемых» групп на отдельных уровнях власти — подчинения сопряжены исключительно с девиантным и / или конфликтным поведением участников. Действительно, группы стражников-кавказцев регулярно создавали коммуникативные, бытовые и профессиональные проблемы. Именно поэтому начальники участков видели один из способов разрешения сложившейся ситуации в полной замене стражников-кавказцев русскими стражниками [14 : 66]. Быстро изменить положение дел не представлялось возможным из-за недостаточной численности охраны и трудной доступности отдельных участков, поэтому активно использовались формальные санкции: стражников самих подвергали дисциплинарным наказаниям, включая ограничение свободы. Если рассматривать социальные взаимодействия между стражниками и участниками строительства с точки зрения реализации культурных моделей, привнесенных этническими группами в социальную структуру Мурманской железной дороги, то конфликтные и соперничающие формы интеракции можно представить как выстраиваемую общностями адаптационную систему. При этом в дальнейшем необходимо изучение традиционных систем представлений о нормах поведения, реального и ожидаемого, а также о принятых формах поощрения и наказания. Таким образом, социальные взаимодействия, опирающиеся на ранее усвоенные культурные нормы и представления, меняясь и адаптируясь к новым обстоятельствам, приводят к реализации акторами социального порядка, фактически основанного на коллективной социальной справедливости. Мурманская железная дорога построена менее чем за полтора года: «Первая лопата земли была взята в начале июня 1916 года, а укладка сквозного рельсового пути от Петрозаводска до Северного Ледовитого океана была закончена 3 ноября 1916 года»20. Сам факт возведения крупного объекта за такой короткий срок подтверждает мысль о том, что созданная структура социальной системы функционировала как живой организм. Разнообразие форм социальных взаимодействий, которое существовало на рассматриваемом этапе, не было устойчивым, повторяемость их ограничивалась социальной средой. Постепенное выстраивание интеракций, потенциально-нормативное поведение способствовали формированию определенных типов отношений, стимулированных традиционными нормами, представлениями, ожиданиями. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz