Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

упорядочить систему взаимодействия в этом искусственно созданном обществе8. Действия служб охраны регламентировались нормативно-правовыми документами (например, «Инструкцией стражникам, находящимся на постройке Мурманской железной дороги», «Положением о военнопленных», Уставом гарнизонной службы9) (подробнее см.: [14]). Социальная структура Мурманской железной дороги включала вольнонаемных и военнопленных, начальников и охранников, местных и приезжих. Многочисленные этносоциальные группы были объединены общей целью строительства железной дороги, связывающей столицу империи и Мурманское побережье, обеспечивающей прямой выход в воды Северного Ледовитого океана: «Русские, финны, татары, армяне, черкесы, дагестанцы, чехи, венгры, немцы, китайцы — были собраны для одной цели и требовали особого напряжения организующей воли для согласования их действий... »10. Необходимость совместного проживания (а на участках, например, к концу строительного сезона 1915 г. находилось более 60 тыс. человек [15 : 106]) создавала множество проблем. Они были связаны не только с климатической, но и с социально­ культурной адаптацией участников строительства. Конечно, стражники не являлись исключением и часто оказывались в проблемных ситуациях. Отношения обострялись как внутри групп охраны, так и во взаимодействиях стражников с другими работниками. Но, поскольку группы охраны были востребованы системой в течение всего периода строительства, стражники в отдельных ситуациях имели возможность самостоятельно принимать решение о восстановлении нарушенного социального порядка [16]. Стражники и военнопленные: социальные взаимодействия Среди групп — участников строительства Мурманской железной дороги особого внимания требуют те, над которыми осуществлялся постоянный контроль11. Одна из самых многочисленных групп — военнопленные12. Стражник проводил с военнопленными много времени, его обязанности не ограничивались сопровождением военнопленных до места работы. Они включали «наблюдение за правильностью исполнения военнопленными распоряжений технической администрации дорог и успешностью работ их на участках, наблюдение за порядком среди них, предупреждение и пресечение побегов, а также сопровождение пленных на работы»13. Нормативная система требовала от представителей охраны пресекать все возможные нарушения, которые совершались военнопленными. При этом особым требованием к стражникам при взаимодействии с военнопленными являлась гуманность, что, как правило, не выполнялось стражниками-кавказцами. В функции охраны входил «ближайший надзор» за военнопленными на рабочем месте и в местах отдыха с обязательным контролем их деятельности. При совершении военнопленным серьезных правонарушений стражники имели возможность использовать оружие, например, в случае побега. Система взаимосвязей стражников с военнопленными была основана, прежде всего, на статусном взаимодействии, соответствующем отношениям «начальник — подчиненный» или «полицейский — задержанный». Помимо того, что участники взаимодействия имели формальное положение, обе группы являлись исполнителями ролей, которые должны были соответствовать занимаемому статусу. Так, военнопленные, будучи захваченными лицами, свобода которых ограничена, выполняли роли неприятеля, противника, врага. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz