Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

в непосредственной зависимости от охраны. Такими, очевидно, являлись группы военнопленных. Особого присмотра со стороны стражников требовали, помимо военнопленных, разнорабочие, а именно группы китайцев. Представители этих групп — потенциально участники конфликтных ситуаций. В структуре социальных взаимодействий стражников с Кавказа и других участников строительства железнодорожной магистрали наиболее распространенной формой интеракции являлся конфликт. Такой дисбаланс закономерен, поскольку материалы архивных фондов сохранили в большей степени указания на нарушения норм, правил поведения. Документы содержат различного рода переписку, включающую детализированное санкционирование различных форм девиантного поведения. В данной работе представлен анализ документов из фондов Национального архива Республики Карелия (НАРК), посвященных различным аспектам социальных взаимодействий стражников-кавказцев и отдельных групп рабочих (военнопленных, «китайцев») — участников строительства Мурманской железной дороги в 1915-1917 гг.2. Стражники в социальной структуре Мурманской железной дороги Охрана Мурманской железной дороги состояла из этнически разнообразных команд стражников, которые выполняли функции охраны людей и объектов. Набор в стражники черкесов, ингушей, чеченцев, лезгин, киргизов и представителей некоторых других этнических групп осуществлялся вплоть до окончания строительства в 1916 г. и был решением Управления3. Аргументация выглядела просто: русские не хотят работать стражниками, поэтому комплектация службы охраны осуществляется за счет мотивированных «кавказцев». Олонецкий губернатор М. Зубовский еще до начала земляных работ сообщал, что «вообще не оказалось желающих поступить на службу, так как в настоящее время самый плохой чернорабочий получает за свой труд значительно больше полицейского урядника»4. Историк Т. И. Трошина предположила, что для охранных целей на север были отправлены «горские части, предположительно из Владикавказа» [13 : 160]. К январю 1917 г., по данным, полученным от Жандармского Управления, на железнодорожной линии находилось 3220 стражников5. Расчет сотрудников, необходимых для службы в охране, в 1915 г. производился, «считая 1 человека стражи на 30 военнопленных»6. Позднее правила расчета изменились. В «Справке к докладу Счетного Отдела от 13-го января 1917 г.» мы обнаруживаем другой принцип: один стражник на десять военнопленных, плюс 1 тыс. стражников, необходимых на линии «согласно постановления Особого Комитета, для охраны касс, сопровождения артельщиков»7. Охрана делилась на команды и распределялась по участкам пути. У команды стражников была определенная иерархия: взводный, старший стражник, дежурный по команде, стражники. Они имели военное подчинение и несли военно-полицейскую службу, для отражения вооруженного нападения могли использовать как холодное, так и огнестрельное оружие. Управление, формируя охрану «из кавказских народностей», считало, что создает таким образом «терпимые условия» сосуществования разных этнических групп, а именно подданных Российской империи, китайских граждан, военнопленных австро-венгерского и германского подданств. Формируя «армию» рабочих, в которой к производственным отношениям добавилось смешение «языков, привычек и требований» разных «народностей» мира, руководство пыталось 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz