Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))
Они противопоставлены сюжетно, композиционно и отчасти стилистически, а также образно — в поэтической символике: Ночная красота Мне не дает у с н у т ь . И яркая звезда, И бледный Млечный Путь < . > И белые снега Сверкающих вершин, На небе облака И темнота долин. Весь спящий сонный мир Приносит мне покой. Кончоч, ты мой кумир. Я не хочу домой (с. 494-495, стихотворение «Ночь»). Отдельного разбора заслуживали бы описания характеров, внешности, поведения персонажей. В произведении их немало: родные, друзья и подруги, напарники по экспедициям, даже встреченные в поездках люди, знакомство с которыми было мимолетным, но запомнившимся. Помимо фотографий членов семьи и предков, в книгу помещены фотопортреты друзей, подруг, коллег, не говоря уже о любительских экспедиционных снимках. Социальный мир автобиографа не просто плотно населен — он и «звучащий». Обилие прямой речи, диалогов сближает фактуальное повествование с романным, художественным. О персонажах не только рассказывается, они показаны, что придает действующим лицам свойство художественных образов. Это не означает, что произведение относится к фикциональной литературе, оно не перестает быть «литературой факта» по базовым принципам, но обретает литературные качества, благодаря которым является не только документом, но и книгой для чтения. Художница Татьяна Холина-Джемардьян после прочтения электронной версии воспоминаний Е. Б. Халезовой в 2007 г. написала на своей странице в Живом Журнале: «Много букв: мастерски и любовно, со старомодной обстоятельностью сплетённых в текст. Конечно, такие вещи надо читать с бумаги»6. Заключение Смысловая цельность книги Е. Б. Халезовой «Дорога длиною в жизнь» воплощается в представлении собственной жизни как серии геологических маршрутов, чередующихся с периодами домашнего стабильного и обыденного существования. Повествовательная конструкция соответствует специфической биографической модели профессионала — полевого исследователя, жизненный мир которого разделен надвое в пространственно-временном, событийном, эмоционально-психологическом и иных отношениях. Доминирующий признак произведения — автобиографичность. В литературной реальности, как и в рассматриваемом случае, он устойчиво сочетается с признаками мемуаров и семейной истории. Семейная и профессиональная темы обладают сюжетопорождающими возможностями, которые здесь реализуются на уровне дискретных единиц кумулятивного сюжета. Конкретная биографическая модель согласуется с рядом признаков травелога (в значении не жанра, а области литературы), который, в свою очередь, предполагает описательность. Сочинение 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz