Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

Старынкевич», «Дед — Дмитрий Сократович Старынкевич и его семья», «Папа — Борис Андреевич Борнеман». Однако принцип этот строго не выдержан, поскольку знание автора о родословии отца не просто ограничивалось его родителями, но было весьма скудным, по крайней мере по сравнению со знанием о предках со стороны И. Д. Борнеман-Старынкевич. Во-вторых, в любую автобиографию неизбежно вплетается семейный сюжет, если семья имела хоть какое-то значение в жизни автора. Жизнь Е. Б. Халезовой объективно проходила в кругу семьи — домочадцев, с которыми она жила и с которыми даже в периоды долгих разлук была связана мыслями и перепиской. Ближайший круг составляли мать, в разное время мужья, сын, а затем семьи сына, его дети и внуки, а расширенный круг включал других близких родственников и няню. При этом о личной жизни — супружестве и, возможно, романах — Евгения Борисовна пишет крайне сдержанно, с недоговоренностями, романические мотивы намечены пунктирно и требуют от читателя известного воображения. Характерной чертой произведения является параллелизм двух линий жизни — оседлой, семейной, и кочевой, профессиональной. Они четко распределяются по подглавам в составе каждой главы. Ближе к концу повествования эта структурная особенность текста становится особенно отчетливой. Автобиографиям путешествующих профессионалов присущи черты травелога, который литературоведы нередко ассоциируют с жанрами путевого дневника и записок. Исследования, посвященные литературе путешествий, поэтике конкретных произведений и самой жанровой дефиниции, убеждают в том, что обозначение «травелог» применимо не к конкретному жанру, а к метажанровому образованию [12-18]. Одним из оснований жанрообразования фактуальной литературы путешествий служит типология реальных практик странствований. Они создают смысловое поле, формируют сюжет и фонд мотивов, хронотоп и т. д. «Дорога длиною в жизнь», в которой описана практика маятниковых передвижений с научными целями, может быть рассмотрена и в таком аспекте. Жизнеописание геолога — это серия путешествий, разделенных во времени и пространстве. Они составляют единый сюжет кумулятивного типа, который «строится на “нанизывании”, пространственном сближении, присоединении структурно самостоятельных единиц» и представляет одну из «элементарных и в то же время фундаментальных эстетических интуиций» [19 : 60]. В отличие от собственно романного сюжета, в нем нет ключевой коллизии, что не исключает ее наличие в отдельных микросюжетах— дискретных единицах единого повествования5. Вместе с тем и в своей цельности сюжет «Дороги длиною в жизнь» является кумулятивным, с двумя ведущими сюжетными линиями. Обе соотносятся с нормальным и типическим ходом жизни и одновременно повинуются ее реальной драматургии. Основной событийный план составляют, во-первых, нарушающие обыденность происшествия на маршрутах, связанные с опасностью передвижения и пребывания в дикой природе; во-вторых, кризисные моменты семейного цикла (браки, разводы, смерти, болезни, рождение и важные моменты взросления детей), в-третьих, конфликтные ситуации межличностных взаимоотношений, например, глубокий внутренний конфликт Е. Б. Халезовой с участниками якутской экспедиции, который испортил ей полевой сезон и не получил внешнего выражения только благодаря ее выдержке; в-четвертых (а с точки зрения литературности, может быть, и во-первых), это 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz