Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

но на самом деле структурирующая роль принадлежит неким общим сквозным мотивам, темам, схемам, благодаря которым в автобиографии воссоздается и начинает функционировать особое “жизненное поле”, “пейзаж души”, “государство души”» [10 : 248]. Автобиография — средство самопознания и способ самопредставления автора. Такие произведения пишут с высоты определенного возраста и жизненного опыта, при этом, в отличие от биографии, у них открытый финал. Написание автобиографии — попытка противостоять уходящему времени, заново пережить свою жизнь, придав ей смысловую цельность. «Если взглянуть на жизнь, как на канву, не вглядываясь в подробности узора, вышитого на ней ковра, то она кажется очень короткой, — писала Е. Б. Халезова. - Только недавно было детство в Ленинграде, много родных, большая квартира, вечера, заполненные музыкой, чтением... Где всё это? Куда так быстро ушло? Но если вглядеться в прошлое подробнее, то, боже мой, какая же она длинная, разнообразная, заполненная и счастьем, и горем, и страданием эта наша жизнь. Но всё уходит, уходи т . И остаются лишь воспоминания. Но ведь это тоже богатство, да ещё какое богатство! Когда погружаешься в них, то проживаешь заново всю свою жизнь. Это так интересно!» (с. 65). Организующие смыслы определяются по паратекстовым компонентам произведения3, которые создают условия его понимания читателем, свидетельствуют об авторских установках. Жизнеописания в самом распространенном варианте обозначаются как «путь», «дорога», «тропа» и т. п. Когда речь идет о «человеке путешествующем», как в случае Е. Б. Халезовой, стертая метафора приобретает дополнительное основание, обновляющее ее семантику. На идею «жизненного пути», применимую к самым разным биографиям, накладывается смысл жизни человека, который по основному роду занятий и призванию не только физически много времени находится в дороге, но, главное, не может без этого реализоваться ни в профессиональном отношении, ни в целом как личность. С философско-антропологической точки зрения, как пишет философ С. А. Смирнов, автобиография осуществляет «антропологическую навигацию», то есть реконструирует жизненную траекторию, маршрут. Пытаясь «обрести, нащупать и обрамить своё незаменимое никем место в этой жизни», автор «всякий раз это место как точку фиксирует и увязывает с иной точкой», «выстраивая ломаную линию», на которой отмечены моменты больших и малых изменений; и «тогда в его слове начинает дышать время, неуловимое само по себе вне этих точек событийности» [11 : 78]. Такая разметка дороги жизни, во-первых, воплощается в структуре автобиографического повествования, во-вторых, соответствует его хронотопу. Способ пространственно-временной организации жизненного материала фиксирует оглавление. Основная часть книги Е. Б. Халезовой, озаглавленная так же, как и вся книга, состоит из 26 глав (большинство из них имеют внутреннюю структуру в виде подглав). Их названия содержат пространственно­ географические, временные (в том числе возрастные) и событийные показатели с явным преобладанием первых. Содержание начальных глав относится к детству и ранней юности: «Раннее детство», «Хибины — сказочная страна моего детства», «Школьные годы». Далее — главы, маркированные историческим временем- событием: «Перед войной», «Война», «Эвакуация». Они вместили период национальной трагедии, сопряженный со сменой образа жизни, кризисным 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz