Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

становятся мифологемы и мифологические образы, орнамент и его элементы. Именно их чаще всего заимствуют, видоизменяют и стилизуют, воспроизводят в самых разных вариантах, поскольку это самый простой и удобный способ придать предмету аутентичный образ, подчеркнуть его специфику и региональный колорит» [7 : 258]. Поскольку массовым спросом пользуются недорогие и функциональные сувениры, природный материал саамских изделий нередко заменяют на искусственный с целью оптимизации затрат и ускорения процесса их производства. Имитация аутентичных материалов воспринимается представителями многих этносов, в том числе и саамами, как нарушение самой сути вещи, включая процесс ее изготовления [12 : 95]. Данная тенденция имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, внедрение и функционирование «псевдоэтнических» вещей разрушают традиционные образцы, с другой стороны, способствуют конструированию новых культурных форм [13 : 176]. Региональные власти заинтересованы в продвижении бренда региона и создании качественной сувенирной продукции (бренд-сувенира). Сувенирная продукция должна быть не только привлекательной для туристов, но и отражать ценности и традиции культуры коренного населения. С целью эффективного развития туристической индустрии требуется учитывать интересы всех заинтересованных сторон: государства, коренного населения и субъектов бизнеса [14 : 179]. Рис. 2. «Сумочки и варежки, стилизованные под саамские изделия» . Фотография опубликована на официальном сайте «Туристер». URL: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/murmansk/tips/8449 (дата обращения: 11.02.2022) В последние годы ведется активный диалог между представителями туриндустрии и коренного населения Мурманской области. Представители саами отстаивают свое право участвовать в развитии туризма. В медиапространстве с определенной периодичностью появляются новостные публикации, освещающие такие события: «В Мурманской области состоялся диалог представителей туриндустрии и саамов»9; «Кольские саамы за туризм, но достоверный»10; «Культура саами как изюминка Мурманской области»11. Саамские активисты борются за сохранение самобытности культуры и традиций своего народа и считают недопустимым, когда не представители саамов надевают копии традиционной саамской одежды, а мастера-«непрофессионалы» 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz