Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

Саамский сувенир к а к товар и бренд Презентация этничности через этносувенир (продукт этнодизайна) — явление относительно новое, набирающее обороты в арктических регионах в связи с развитием этнического (аборигенного) туризма, который называют трендом XXI в. [7: 251] На сегодняшний день в научной литературе не существует единого определения понятия «сувенир». Термин «сувенир» имеет французское происхождение (от фр. souvenir — воспоминание, память) и означает «вещь как память о посещении страны, какого-нибудь места»3. И. И. Акинфеева и О. Е. Железняк в широком значении определяют сувенир как «вещь или предмет, который является средством идентификации индивидов и коммуникации между ними в обществе, в определенных промежутках времени и в пространстве, несущий в себе образную и функциональную составляющие культуры, места, события и выполняющий имиджевую и рекламную роль» [8 : 309]. Под образной составляющей понимаются эстетические и художественные грани изделия, которые могут включать в себя знак, символ, легенду и т. д. Т. Ю. Быстрова отмечает, что образ, знак, легенда являются важнейшими составляющими сувенира. Именно совокупность этих элементов преобразует «обычную» вещь в сувенир, формируя у индивидов особое к ней отношение [9 : 93]. Сувенирные изделия можно классифицировать по различным основаниям: по тематике (ассоциации с конкретным местом, датой, событием, личностью и т. п.), целевому назначению (утилитарные и декоративные), используемому в изготовлении материалу (ткань, дерево, металл, кость и т. п.), принадлежности к отрасли промышленности (сувениры народных художественных промыслов, легкой, пищевой, полиграфической промышленности и др.) [10 : 144]. Е. И. Владимирова и О. В. Береговая выделили ряд функций, которыми должен обладать туристический сувенир — популяризация местности; присутствие исторической, культурной, социальной составляющих образа города; идейность сувенирного изделия; актуальность изделия и привлекательность с эстетической точки зрения [11 : 42]. «Сувенир формирует не только туристский имидж, но и общественное мнение у потребителей туристского продукта о регионе, создает узнаваемость существующих брендов, помогает устанавливать коммуникацию с гостями региона» [10 : 143]. Среди сувениров, функционирующих в туристической индустрии, особую группу представляют этнические (этнотрадиционные) сувениры. Как отмечают И. В. Леонов и В. Л. Соловьева, такого рода сувениры «предназначены для припоминания этнокультурного прошлого либо для погружения в его современное пространство с целью поддержания исторической памяти, закрепления этнической идентичности и популяризации этнической культуры» [12 : 94]. Саамские сувениры — это современные реконструкции национальных предметов / вещей по традиционным мотивам: различные виды утвари (ножи, чашки из капа и т. п.), ритуальные вещи (амулеты и обереги), декоративные предметы различного назначения (кулоны, сумки и т. п.), а также элементы национального костюма (бурки, пояса и т. п.). Сувенирные лавки Мурманской области являются традиционными площадками выставки и продажи саамских 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz