Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))
Keywords: brand, Kola Saami, VKontakte social network, souvenir, traditional culture, ethnic tourism, ethnic goods Acknowledgments: the article was made on the topic of the state assignment of the Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences No. FMEZ-2022-0028. For citation: Suleymanova O. A. "Saami souvenir" as an ethnic product and a brand of the Murmansk region: to the formulation of the problem // Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Humanitarian Studies. Series 22. 2022. Vol. 13, no. 2. P. 21-31. doi:10.37614/2307-5252.2022.2.13.22.002 Множащиеся этнокультурные проекты выявляют у этничности качества товара и профессии; ширится круг «этнических дел мастеров», занятых в «этноиндустрии». В потоке коммерциализации из священных обрядов рождаются зрелищные аттракционы, из утвари — сувениры, из фольклора — шоу, из обычаев гостеприимства — менеджмент приема посетителей. [1 : 19] К постановке проблемы Кольский полуостров на протяжении последних лет позиционирует себя как активно развивающийся туристический регион. Среди различных направлений туризма в регионе (горнолыжного, геологического, промышленного, событийного, экологического) особое место занимает этнокультурный, включающий в себя этнический, этнографический и аборигенный туризм. Этот вид туризма предполагает обращение не только к этнографическим объектам, но и к различным проявлениям «живой» культуры — фольклору, обрядам и ритуалам, народным традициям и обычаям, играм и спортивным состязаниям, национальной кухне, традиционным ремеслам и т. п. [2 : 180]. Приоритетный интерес с точки зрения этнокультурного направления региональной туристической деятельности представляет историко культурное наследие коренного населения (саамов) [3 : 69]. Сегодня на территории Мурманской области с целью популяризации культуры коренных жителей функционируют различные этнические деревни, историко-краеведческие музеи, организуются событийные культурно-массовые мероприятия (выставки, ярмарки, мастер-классы и т. п.). Презентация саамской культуры осуществляется также посредством местных средств массовой информации и интернет-ресурсов (в том числе социальных сетей). «В презентациях саамской культуры превалируют такие культурные реалии, как традиционные виды жилища, комплект или отдельные предметы национального костюма, оленеводство, сейды — “священные камни саамов”» [4 : 19]. Саамская культура становится узнаваемым брендом (рис. 1). 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации1. Правительство Мурманской области, со своей стороны, в полтора раза увеличило финансирование на поддержку и развитие общинных форм хозяйствования и самозанятости, сохранение культурного наследия, традиций и обычаев коренного населения (саамов). Введены новые гранты в форме субсидий на поддержку мастеров декоративно-прикладного искусства из числа коренного населения2. 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz