Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 22. 2022. Т. 13, № 2. С. 21-31. Transactions of the tola Science Centre of RAS. Humanitarian Studies. Series 22. 2022. Vol. 13, no. 2. P. 21-31. Научная статья УДК 811.511.12 + 659.113.87 doi:10.37614/2307-5252.2022.2.13.22.002 «СААМСКИЙ СУВЕНИР» КАК ЭТНОТОВАР И БРЕНД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ Олеся Анатольевна Сулейманова Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия, sul-olesya@yandex.ru , https://orcid.org/0000-0001-5109-958X Аннотация Культура саамов в условиях развития этнокультурного туризма Мурманской области становится символическим брендом региона и предметом активного использования со стороны представителей туристической индустрии и ремесленников — изготовителей сувенирной продукции. Сувениризация саамской культуры имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, она способствует презентации культуры коренного населения, возрождению саамских ремесел, местному и этническому предпринимательству, продвижению бренд-стратегии региона, с другой — приспособление этнического сувенира под запросы туристического рынка приводит ктрансформации традиции и различным искажениям саамской культуры. Ключевые слова: бренд, кольские саамы, социальная сеть «ВКонтакте», сувенир, традиционная культура, этнический туризм, этнотовар Благодарности: статья выполнена по теме государственного задания Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук № FMEZ-2022-0028. Для цитирования: Сулейманова О. А. «Саамский сувенир» как этнотовар и бренд Мурманской области: к постановке проблемы // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 22. 2022. Т. 13, № 2. С. 21-31. doi:10.37614/2307-5252.2022.2.13.22.002 Original article "SAAMI SOUVENIR” AS AN ETHNIC PRODUCT AND A BRAND OF THE MURMANSK REGION: TO THE FORMULATION OF THE PROBLEM Olesya A. Suleymanova Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia, sul-olesya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5109-958X Abstract The Saami culture in the context of the development of ethno-cultural tourism inthe Murmansk region is becoming a symbolic brand of the region and the subject of active use by representatives of the tourism industry and artisans — manufacturers of souvenirs. Souvenirization ofthe Sami culture has mixed consequences. On the one hand, itcontributes to the presentation ofthe culture ofthe indigenous population, the revival of Sami crafts, local and ethnic entrepreneurship, the promotion of the brand strategy of the region, on the other hand, the adaptation of an ethnic souvenir to the demands of the tourism market leads to the transformation of tradition and various distortions of the Sami culture. © Сулейманова О. А., 2022 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz