Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

расположенных в окрестностях Имандры, Петр Сорванов — о переселении сейда с Сейтсуола (рис. 5) из губы Белой на Выдозеро (Большой Вудъявр)73. Не все имена рассказчиков были указаны собирателями саамского фольклора, но уже в конце XIX в. — в 1910-х гг. исследователи осознавали его ценность и высказывали опасение, что с проведением Мурманской железной дороги процесс «обрусения» имандрских саамов усилится и «недалеко то время, когда предания старины совершенно изгладятся в памяти русских лопарей»74. Рис. 5. Остров Сейтсуол в Белой губе. Не сохранился, попав в зону отстойников фабрики а Н о Ф-275 Опасения исследователей были вполне обоснованы и затрагивали проблемы сохранения не только саамского фольклора, но и многих культурных обычаев аборигенов Кольского полуострова. Произошли изменения и в хозяйственной деятельности. Появившиеся во второй половине XIX — конце XX вв. такие промыслы, как работа смотрителями, проводниками, хотя и считались новыми для саамского населения, все же являлись вполне логичным дополнением к извозу. Совсем к другой картине привело развитие железнодорожной системы и горнодобывающей промышленности, а также коллективизация, когда на Кольском полуострове начали создаваться рыболовецкие и оленеводческие колхозы и произошло отчуждение территорий саамского традиционного природопользования в пользу железнодорожных и горнодобывающих промышленных объектов. Уже к концу 1930-х гг. из традиционных промыслов экостровских саамов остались только те, которые вело все население новых колонизационных поселков исходя из природно­ географической специфики Имандрского края: озерное рыболовство, лесозаготавливающее и лесообрабатывающее хозяйство, работа в Лапландском заповеднике — из-за преобладания природной зоны тайги в окрестностях озера Имандры. С появлением новых реалий возникли и новые виды хозяйственной деятельности: занятость на железной дороге, в сельском хозяйстве, на горнодобывающих предприятиях. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz