Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

Экостровские саамы совмещали работу проводниками с ямским промыслом и содержанием станций. При этом услуги проводника оплачивались отдельно и, по свидетельству В. И. Немировича-Данченко, вопрос о размере платы решался на суйме — совете старейшин60. Возможно, у имандрских саамов существовала и стандартная такса, потому что остальные исследователи сообщают только сведения об итоговой сумме, не касаясь вопроса об определении тарифа на сопровождение на общественном совете. Приезжих чиновников и ученых по малоизведанному Кольскому краю водили практически все взрослые мужчины Экостровского погоста, поэтому не случайно на страницах разных путевых очерков встречаются одни и те же имена саамских проводников и ямщиков. Первые исследователи Кольского Севера: В. Визе, В. Рамзай с коллегами, К. Висконт, Г. Рихтер, Б. Попов, A. Ферсман, В. Чарнолуский и многие другие — пользовались услугами К. И. Архипова, у которого черпали бесценные сведения о географии края и саамском фольклоре61, его сына Федора Калиновича. Проводниками геологов B. Рамзая, Н. В. Кудрявцева были также Василий и Григорий Бархатовы62, Ларивон, Онисим, Мирон Ефимович Архиповы63, последний сопровождал и экспедицию профессора Висконта в 1922 г. в Мончетундру64. Брат Мирона Фома Ефимович в 1894 г. работал проводником у инженера Б. А. Риппаса при проведении изысканий на трассе будущей железной дороги65. Архип Миронович Архипов, как и отец, работал проводником у Рамзая на протяжении семи лет66, а также в первых экспедициях А. Е. Ферсмана в 1920-х гг. Многие из проводников совмещали эту деятельность с работой ямщиком или смотрителем. Например, Калина Иванович Архипов одновременно нес все эти «службы», пока имел два жилища: на летнем месте, в Монче, где он построил избушку и баню, «встречал» и водил приезжих исследователей, и на зимнем месте, на станции Половинка, где нанялся смотрителем барака для проезжающих промышленников67. Так же и Мирон Ефимович Архипов был занят на Йокостровской почтовой станции одновременно ямщиком, смотрителем и проводником. Наряду с дополнительными промыслами в летнее время экостровские саамы занимались охотой и рыбной ловлей. Роль экостровских саамов в письменной истории Кольского края заключается не только в том, что они перевозили или водили по тундрам путешествующих писателей и ученых, в благодарность запечатлевших имена своих ямщиков на страницах очерковой литературы. В силу тесных контактов с путешественниками, способствовавших хорошему знанию русского языка, имандрские саамы стали основными информантами для большинства исследователей, записавших от них рассказы о ведении промыслов, истории сийтов, фольклорные сюжеты. По свидетельству В. И. Немировича-Данченко, больше всего преданий и песен ему удалось собрать именно между Йокостровом и Зашейком68. Почти все саамские предания, опубликованные В. Ю. Визе, были записаны им также «со слов имандрских и пулозерских лопарей»69. Фольклорные тексты собирались как у самих проводников, так и у членов их семей. Особенной славой рассказчика пользовался Василий Никифорович Бархатов70. От него и от Аграфены Архиповой, жены Мирона Ефимовича Архипова, были записаны, например, большинство вариантов предания о нашествиях вражеских захватчиков на Воче-Ламину (место старого зимнего погоста Экостровских саамов)71. Сам Мирон Ефимович сообщил много фольклорных сюжетов англичанину Рэю72. Калина Иванович Архипов передал несколько поверий о сейдах, 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz