Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

Аналоги в других комплексах Фенноскандии Нарративные композиции с лучниками на петроглифах «охотничьей традиции» в Северной Фенноскандии широко представлены в Альте (Норвегия) (рис. 1, I, 6) и Залавруге (Карелия) (рис. 1, I, 2). Альта. Композиции с лучниками, атакующими оленей и лосей, встречаются в Альте [8 ; 12] (рис. 7). Сходства: фигуры также изображены en face, лучники также иногда выступают в паре с охотником с копьем, имеются изображения как заряженного лука, так и с выпущенной стрелой. Залавруга. В Залавруге встречается несколько изображений лучников, вовлеченных в охоту на зверя [13]. В знаменитой сцене из четвертой группы Новой Залавруги лучники настигают лосиху с двумя лосятами (рис. 10). Лосят поражают стрелами, лосиху один из лучников поражает копьем. С канозерской сценой эту сцену роднит стиль изображения стрелы, а также способ поражения лося стрелами (копьем в спину, стрелой в зад), использование копья вместе с луком. В другой сцене из этой же группы охотник, поразив медвежонка из лука, бросает его (лук небольшого размера, как и канозерский) и добивает зверя копьем (рис. 11, 2), как и в рассмотренной нами канозерской сцене. На соседней композиции медведь также поражается из лука и добивается копьем (рис. 11, 3). В отличие от канозерской сцены охотники-лучники, изображенные в Новой Залавруге, показаны в профиль, но также имеют головные уборы, и в некоторых случаях у них показан фаллос. Копья и луки в некоторых случаях имеют кружок для опоры в снег. Рис. 10. Охота на лосей. Новая Залавруга IV. Визуализация на основе 3D-модели: В. Лихачев Некоторые выводы Описываемая композиция примечательна изображением охоты с луком. Лучник предположительно держит два лука. Это единственное изображение лучника на острове Каменный, второе — на Канозере. Фигура лука меньшего размера отличается детальностью — филигранное изображение тетивы лука. Фигуры в композиции созданы в смешанной технике — выбивка, пришлифовывание, прорезание — и различаются между собой глубиной. Сцена охоты на лося с луком может быть связана с соседствующей сценой охоты на медведя. Если это так, то данная композиция проясняет детали охоты и взаимодействия охотника / охотников и медведя. Данная сцена имеет аналоги как в самом канозерском комплексе, так и в других комплексах наскального искусства Фенноскандии, в частности в Альте и Залавруге. 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz