Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

Рис. 4. Фрагмент прорисовки «Каменный 7» из [7 : Fig. 226] Описание сцены В нашем анализе мы используем прорисовки и визуализации петроглифов на основе 3D-моделей (рис. 5, 6). Данная композиция включает в себя несколько антропоморфных фигур (охотники) и одну зооморфную фигуру (лось). Фигуры объединены между собой орудиями охоты: копьем и луком, из которого выпущены стрелы в лося. Лось. Фигура лося образует центр композиции. Длинные ноги, вытянутая шея, горбатая спина, длинные уши, «серьга» — эти детали формируют образ лося (весеннего, безрогого) или лосихи. Изображения копыт больше напоминают медвежьи лапы. Это, возможно, говорит о сочетании образа лося и медведя, поскольку от этой фигуры мы видим начало цепочки медвежьих следов. Такое изображение «ступней» у лосиных ног встречаются и на других изображениях лосей в данной группе «Каменный 7»: k7n296, k7n298, k7n304 [1]. По своим пропорциям, наличию «серьги», форме морды, форме и положению ушей голова лося / лосихи типологически близка изображениям некоторых лосиных голов, венчающих форштевень лодок, которые изображены в этой же группе петроглифов: k7n9, k7n89, k7n198, k7n218, k7n330, k7n525 [1]. Это, возможно, говорит о стилистической связи данных изображений. Охотники. Наиболее выразительны два охотника (Охотник 1 и Охотник 2), изображенные слева. Скорее всего, обе фигуры, в силу композиционного решения и техники выбивки, сделаны одной рукой и в одно время. Они расположены по линии простирания ледниковых шрамов параллельно основанию скалы, но перпендикулярно фигуре лося и направлению выбитых рядом следов медведя из композиции «Охота на медведя». Фигуры глубоко прорезаны и пришлифованы. Эта техника близка к той, в которой выбиты следы медведя и лыжника из композиции «Охота на медведя». Фигуры охотников выполнены en face. Их также объединяет схожая манера изображения ног, рук и шеи, общие пропорции тела, а также изображение фаллоса у обоих охотников. Фигуры отличаются размерами и предметами в руках. Справа от фигуры изображена еще одна антропоморфная фигура (Охотник 3), вовлеченная в композицию. 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz