Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

переработки одной «парции» занимал около недели. Для того чтобы избежать смешивания смолы с песком, стенки ямы обмазывались глиной или обкладывались еловой корой или берестой. Поверх поленьев укладывался слой свежего мха или коры и толстый слой земли, дерна или торфа10. Т. Итконен, описывая производство смолы в Финской Лапландии, отмечает, что ямы сооружались на пологом склоне около водоема: чем меньше наклон, тем более качественным получался конечный продукт, который по воронке из еловой коры стекал в бочонок, установленный в углублении внизу ямы. Точно таким же способом осуществлялась и выгонка дегтя [9 ; 10 : 497-499]. В прибрежных районах Восточной Ботнии смолокурение было более модернизированным. Например, в 2007 г. в районе города Тампере вскрыты два сооружения, отнесенные к типу длинных ям по добыче смолы. Длинные ямы в Тампере состояли из двух котлованов округлой формы, соединенных желобом, с размещенной в нем под наклоном выдолбленной деревянной трубой. В одной яме производилась термическая переработка древесины, вторая служила резервуаром для сбора смолы. Дно обмазывалось глиной. Радиоуглеродное датирование позволило отнести время их существования к периоду 1720-1820 гг. [11 : 58]. Объекты данного типа, в отличие от круглых ям, имеют вытянутую форму, значительную длину (3-10 м) и встречаются преимущественно в Центральной и Восточной Финляндии, а также в зоне расселения финского населения в Западном и Северном Приладожье. Выводы Работы около деревни Вокнаволок наглядно демонстрируют, что «лопские» памятники Карелии — все еще абстрактный исторический термин, без фактологического наполнения. Этнокультурная ситуация на обширной территории Восточной Фенноскандии не может восприниматься в рамках традиционного историографического стереотипа «новгородцы-карелы и саамы-лопь». Даже на основании существующего скромного блока письменных источников и археологических материалов можно говорить о ситуации этнической мозаичности заселения этих районов локальными группами «лопарского племени» и сторонними корельскими, двинскими, финскими и северонорвежскими торгово-промысловыми коллективами. В настоящее время проблематика этнического состава средневекового населения Восточной Лапландии и Карельского Беломорья начинает разрабатываться, идет поиск приоритетных направлений для полевой работы и определение основных дискуссионных вопросов. Примечания 1 См.: Paakkonen L. V. Kesammtkoja Venajan Karjalassa seka hajanaisia Karjalan Kansan nykyisyydesta ja entisyydesta // Suomen Мuinaismuistоyhdistyksen aikakauskirja. 1898. XVIII. Helsinki. Р. 128; Huurre M. Vuokkiniemen seudun esihistoria // Tupenkolahuttajien mailla. Vuokkiniemi esihistoriasta toiseen maailmansotaan. Jyvaskyla, 2006. Р. 25. 2 См.: Juvelius S. W. Muistoja Pohjoisen venajan Karjalan Muinaisuudesta // Suomen Мuinaismuistоyhdistyksen aikakauskirja. 1889. Х. Helsinki. Р. 46. 3 Скорее всего, это санитарное захоронение, но в контексте проблемы можно вспомнить и непонятное средневековое «погребение» лошади в Хиукка 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz